03 октября 2011 года в03.10.2011 14:41 72 0 10 1

рецензия на статью Славой Жижека "Обойдёмся без секса, ведь мы же пост-люди"

Статья Славой Жижека “Обойдёмся без секса, ведь мы же пост-люди”, не смотря на громкое название, посвящена довольно распространённой идеи постмодернизма и идеи пост-человека, как гипотетического образа будущего человека, отказавшегося от привычного телесного облика в результате внедрения передовых технологий.

Актуальность данной темы не вызывает сомнений ввиду того, что человечество сейчас стоит на пороге великих открытий, когда быстрое развитие науки, технологий и идей, отвечая на старые вопросы “Кто я есть?”, влечёт за собой появление ещё более сложных вопросов: “А могу ли я изменить свою сущность?”

• “Элементарные частицы” представляет собой историю радикальной десублимации…

Статья начинается с обращения Жижека к роману Мишеля Уэльбека “Элементарные частицы”, в котором довольно ярко показана идея этого самого пост-человека. Анализируя её, автор выявляет одну из основных проблем человека на пути к его совершенствованию – проблема различия полов. В обществе будущего, по словам автора, человек будет выступать не как мужчина или женщина, а как личность “практикующая в использовании удовольствий”.

• «Имитационная игра» Алана Тьюринга

Продолжая рассуждения на тему полового различия, Жижек упоминает об имитационной игре, придуманной Аланом Тьюрингом, суть которой заключается в том, что “на основе ответов компьютера на наши вопросы мы не можем отличить разумную машину от разумного человека, следовательно, машина способна мыслить”. Жижек, рассматривая этот вопрос, ставит для себя ещё один вопрос: “Что если половое различие не просто биологический факт, но Реальное антагонизма, определяющее природу человека, и если его упразднить, человек на самом деле перестанет отличаться от машины?”

• Идея рефлексивности

• Киберпространство: необходимо учитывать: продолжение человеческой жизни требует укорененности в реальном

Рефлексивность — это движение, порождающее систему и – с изменением перспективы – становящееся частью системы, им же порожденной. Автор статьи предлагает рассмотреть проблему полового различия именно с точки зрения рефлексивности, когда “исключительно человеческая сексуальная страсть становится препятствием в стремлении человека к чистой духовности”. Т.е., говоря более простым языком, породившее нас деление полов своей сущностью мешает человеческому развитию на пути к становлению пост-человеком. Другой вопрос заключается в том, что нужно ли полностью отказываться от реального, если будущее обещает нам идеальное виртуальное пространство?

С одной точки зрения, в будущем, когда технологии по клонированию усовершенствуются, а учёные смогут полностью просканировать мозг и, грубо говоря, “отделить его от телесного и поместить в колбочку”, благодаря неврологических имплантантов они смогут посылать сигналы виртуальной реальности, которые будут идти напрямую к мозгу в обход органов чувств, и нам при этом не надо будет прилагать никаких усилий, кроме, разве что, мыслительных. Теоритически, схема идеальна.

Однако с другой стороны сам Жижек предупреждает: “Мы никогда не станем виртуальными существами, свободно плавающими между различными виртуальными мирами: «реальная жизнь» нашего тела и его смертность – вот основной горизонт нашего существования, предельная, глубочайшая невозможность.”

• К.Лоренц: человек – “недостаточное звено” между человеком и животным

Далее автор статьи цитирует известного учёного Конрада Лоренца, утверждавшего, что “мы сами («современное» человечество) являемся известным «недостающим звеном» между животным и человеком”. Согласно этой концепции, Жижек обрисовывает саму сущность человеческого бытия, заключающуюся в некоем “переходе” от животного, варварского, к мудрому и окончательному. По сути, человек – это не статичное явление, а постоянно развивающийся процесс, с каждым днём приближающий нас к неизбежной, по мнению автора, позиции пост-человека. Однако насколько позитивен этот переход?

• Проблемы декодирования генома: рефлективная инверсия (а что, если я как тамагочи?)

Славой Жижек при рассматривании вопроса “Кто я есть и как я могу себя изменить” в качестве примера приводит всем известную виртуальную игру тамагочи: “ Странное ощущение, которое возникает при игре с игрушками вроде тамагочи, связано с тем, что мы ведем себя с виртуальным объектом как с живым существом. Мы поступаем так, «как если бы» (мы верили, что) по ту сторону экрана находилось реальное существо, животное, которое реагировало бы на наши сигналы, хотя мы прекрасно понимаем, что «по ту сторону» нет ничего, кроме цифровой схемы. Однако еще большее беспокойство вызывает неявная рефлективная инверсия такого понимания: если по ту сторону экрана никого нет, что если то же само происходит и со мной? Что если «я», мое самосознание, – это просто внешний экран, по ту сторону которого находится только «слепая» система нейрональных связей?” Вопрос и правда ставит в тупик и тем самым вызывает множество противоречий, связанных с расшифровкой генома человека, ведь если после того, как мы поймём суть своего “я” и захотим его изменить, то кто же выступит в роли меняющего, если это самое “меняющее” мы и есть и его мы и будем менять?

•Utility Fog — мы сами строим миры.

Анализируя данную статью, мы можем увидеть, что Жижек утверждает, что в будущем человеческое сознание сможет не только конструировать свой собственный мир благодаря наконец обретённой свободе выбора, но и вполне сможет существовать в виртуальном пространстве, в так называемом “Utility Fog”. Мы сможем выбирать какой угодно сценарий для своей жизни, выбирать какие угодно виртуальные образы, менять самих себя, наших партнёров и т.п.

Но и здесь прослеживается один важный вопрос: “будет ли все это по-прежнему переживаться как «реальность»? Разве для человека «реальность» онтологически не определяется как минимум сопротивления: реальное – это то, что сопротивляется, что не подчиняется до конца капризам нашего воображения?”

• Перспектива “разгрузки” мозгов

Однако как и любой виртуальный веб-сайт, наша будущая виртуальная жизнь должна будет иметь что-то вроде сервера, существующего непосредственно в реальной жизни. По мнению Жижека таким вот сервером может выступить перспектива “разгрузки” мозгов: перенесение сознания из человеческого мозга на более удобный электронный носитель. Тем самым человечество полностью избавит себя от необходимости быть привязанным к телесному, к материальному. “Идея состоит в том, что это перерезание пуповины, связывающей нас одним телом, этот переход от обладания телом к свободному плаванию между различными воплощениями ознаменует собой истинное рождение человека; вся предшествующая история будет рассматриваться как состояние беспорядочного перехода от животного царства к истинному царству разума.”

Но эта самая “разгрузка” возвращает нас к уже известному вопросу: а будет ли это сознание, перенесённое на другой носитель, моим?

• Любая болезнь, за исключением травмы, содержит генетический компонент

Однако не смотря на всю позитивную оценку расшифровки генома, Жижек стремиться осветить одно маленькое, но первостепенное исключение из общей картины:

Среди откликов на тему расшифровки генома можно зачастую встретить мнение о том, что “любая болезнь, за исключением травмы, содержит генетический компонент”. Однако по мнению Жижека, ни в коем случае нельзя не обращать внимания на роль этой самой травмы для человека: “ «травма» – это не просто стенографический термин для обозначения непредсказуемого хаотического богатства влияний окружающей среды … «травма» означает отвратительное столкновение, которое нарушает это погружение в жизненный мир, насильственное вторжение чего-то, что ему не соответствует.” Однако в отличие от животных, для которых подобное столкновение является разрушительным в их неизменной системе существования, для человека травма является необходимым толчком, сподвигающим его к саморазвитию.

Жижек говорит, что “нет никакого врожденного «языкового инстинкта»: существуют, конечно, генетические условия, которые должны выполнятся, чтобы живое существо могло говорить; однако, только реагируя на травматический толчок можно начать говорить, войти в символическую вселенную – и то, каким образом проходит эта реакция, то есть тот факт, что для того, чтобы совладать с травмой, мы символизируем ее, не содержится «в наших генах»”

Так сможет всё-таки человечество достигнуть этой самой позиции пост-человека? И действительно ли ему так необходимо полностью машинизировать себя, избавиться от полового различия и “поместить свой мозг в бочку”? И можно ли просто закрыть глаза на тот факт, что, как бы мы не стремились управлять своим сознанием, управлять окружающей нас хаотичной средой мы не в силах?

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

UCYC — Это просто Вьюи блог

8

Рэйв никогда не бывает лишним.

Если ты чувствуешь, что угасаешь, танцуй. В прозрачном одеянии у неё были слишком тонкие руки. Такие даже трогать не хотелось, чтобы не...

14

мне снился сон.

мы шли на встречу друг другу, делая вид, что не знаем друг друга. не замечаем. я с какими-то веселыми людьми, он с растерянностью. он сд...

11

все познается в сравнении. или выбирать, или делать так, чтобы сравнивать было нечего. кстати, вьюви, ты такое говно стал.

10

Если ты чувствуешь, что угасаешь -- танцуй.

11

Неделя

Белых рук седая осень Горсти снега в душу бросит, Окна дрожью заморозит, Ветер вторит - просим!просим! За окном замерзший вечер, ...

10

высокая производительность.

это к месту. это в тему. так ведь всегда и бывает - когда у тебя много работы и дел, тебе некогда думать. и не важно, что силы почти на ...