На самом деле все мы делимся не на белых
и черных, мужчин и женщин или оптимистов и пессимистов.
Мы делимся на отличников
и двоечников. И между нами веками длится
классовая борьба.
Отличники встают рано, причем дале-
ко не всегда потому, что они жаворонки.
Они встают рано потому, что им надо. Если
рано им случайно вставать не надо, они
встают поздно. Поздно — это в десять утра.
Ну ладно, в одиннадцать. Самый край —
в двенадцать, со словами "сколько мож-
но спать". Отличникам вообще свойствен-
но задавать самим себе и окружающим
риторические вопросы. Например, "ког-
да, если не сегодня, я буду это делать?",
" сколько твое безделье может продолжать-
ся?" и "неужели ты не понимаешь, что…".
" Неужели ты не понимаешь?" — ключевой
вопрос отличников. Они не понимают, как
можно не понимать.
Двоечники не понимают.
Отличники работают в системах. Им это
важно. При этом им важно, чтобы в систе-
ме, где они работают, их ценили. Если
в системе, где они работают, их не ценят,
отличники ищут новую систему. Самая
большая награда для отличника — ког-
да система их сначала не ценила, а теперь
ценит. Самое страшное наказание — про-
валиться в глазах системы. Если отлични-
ка спросить "кто ты?", он честно ответит:
" Инженер-технолог".
Если спросить "кто ты?" двоечника, он
ответит: "Вася".
Основная причина всех действий отлич-
ника — убежденность, что так надо. Надо
хорошо учиться, надо получать хорошие
оценки за экзамены, надо найти хорошую
работу (а как же иначе?), а на этой хорошей
работе надо сделать карьеру, потому что
карьеру делать надо. Да, еще по той же при-
чине они моют грязную посуду.
Двоечники тоже моют грязную посуду.
Когда заканчивается чистая.
Первичное расслоение происходит в шко-
ле. Отличника узнать легко, и вовсе не
по очкам или умному лицу. Отличник —
это тот, кто Делает Уроки. Каждый день.
Приходит домой после школы, переоде-
вается в домашнюю одежду, разогревает
обед, обедает — и садится. Иной отличник
скор и легок, поэтому садится он на полча-
са, и за полчаса у него все готово. Другой
отличник основателен и упорен, поэтому
его уроки делаются целый вечер. Есть даже
такие, которые ежедневно делают Уроки на
Послезавтра, но это особая категория чело-
вечества, и речь сейчас не о них.
Сделав уроки, отличник улыбается и по -
тягивается. Если он — Истинный Отличник,
он может после этого еще и собрать порт-
фель. Впрочем, это необязательно.
А теперь быстро поднимите руку те, кто
регулярно строчил домашнюю математику
на подоконнике в туалете, напротив кабине-
та химии на пятом этаже? С вами все ясно.
Вы помните, что на средней
величины домашнее задание нужна обыч-
ная перемена (десять минут) в пятом классе
и большая (двадцать) — в восьмом. Что? Не
" строчил", а "сдувал" ? Сами вы "сдувал".
Чтобы спокойно списать задание по любо-
му предмету, не нужна никакая перемена.
Нужна последняя парта и урок химии.
Можно литературы.
Но сдувание — это детский сад . Высший
пилотаж двоечника — сделать домашнее
задание самому, причем на том самом уро-
ке , на который оно задано. Желательно
сидя не на последней, а на первой пар-
те. Сделать блестяще, с выдумкой, с пере-
подвыподвертом, и, сделав, немедленно
вызваться отвечать. Ответить так, что пре-
подаватель заплачет от восторга, полу-
чить законную пятерку и, сев
на место, углубиться наконец в голубой экран телефона.
Ради которого и нужно
было ответить добровольно, чтоб потом не
дергали. На такое способен только истин-
ный, глубинный двоечник. Которому в общем-то
все равно чем заниматься, лишь бы было
интересно и не дергали. К сожалению, соче-
тание "интересно" и "не дергали" в школе
(да и в жизни) бывает редко, поэтому ради
своего смысла жизни двоечнику приходит-
ся трудиться куда упорней, чем отличнику.
Если он, конечно, достаточно трудолюбив,
чтобы это делать.
Оценки не говорят нам ни о чем.
На доске "Гордость школы" висят впе-
ремешку как портреты отличников,
так и портреты двоечников. У послед-
них ничуть не меньше высоких оценок,
похвальных грамот и побед на физико-
математических олимпиадах, а среди пер-
вых есть масса хмурых середнячков. Дело
не в баллах, дело в подходе.
Отличник на любое:
— Зачем?
Отвечает:
— Надо!
Двоечник на любое:
— Надо!
Отвечает:
— Зачем?
* * *
По окончании школы отличники и дво-
ечники выкатываются в большую жизнь.
Отличникам там легко: слово "надо" ведет
их за собой. Двоечникам сложнее: им при-
ходится изо всех сил думать, как бы выкру-
титься так, чтобы ничем не поплатиться.
А двоечники этого не любят. Это,
пожалуй, второе существенное различие
между двумя классами: отличник твер-
до знает, чем нужно и должно случиться,
дабы достичь того, чего Надо достичь.
Двоечник абсолютно уверен, что посту-
паться не имеет смысла ничем, поэтому
поступается он только тем, что ему неваж-
но. Ему многое неважно. Собственно, ему
по-прежнему важно исключительно чтобы
было интересно и особо не дергали. В сло-
ве "особо" проявляется последняя уступ-
ка, которую двоечник делает обществу.
Отличник работает как плуг: равномерно
пашет, оставляя за собой глубокую борозду.
Двоечник работает как взрыв. Пусто,
пусто, пусто, бинго.
И отличники, и двоечники бывают талант-
ливыми. И двоечники, и отличники быва-
ют блестящими. Из блестящих отлични-
ков получаются миллионеры и президенты
корпораций, а из блестящих двоечников —
писатели-поэты, программисты-инженеры
и прочая творческая соль земли, не отяго-
щенная излишней социализацией.
Из нормальных способных отличников
выходят хорошие специалисты с прилич-
ной зарплатой. Из нормальных способных
двоечников получаются люди свободных
профессий, работающие на себя и полу-
чающие то штуку в день, то фигу в месяц.
К тому же при любой системе исправно кор-
мится довольно большое количество дво-
ечников, которые время от времени пода-
ют более или менее гениальные идеи, за
что им сквозь зубы прощают постоянные
опоздания, отпуска в самый неподходящий
момент и непрерывные кончины любимых
родственников во все остальное время.
Из неудачных отличников все равно полу-
чаются неплохие специалисты с нормаль-
ной зарплатой — просто потому, что абсо-
лютно неудачных отличников не бывает.
Отличники так устроены: они не в состоя-
нии работать плохо.
А вот что получается из неудачных дво-
ечников, не знает никто. Потому что кто же
из гордых двоечников сознается даже себе
самому в том, что именно он — неудачный?
Два класса, как и положено, испыты-
вают друг к другу классовую ненависть.
Отличники считают двоечников везучими
бездельниками, получающими дары от жиз-
ни за красивые глаза. Если при этом кон-
кретный двоечник хотя бы неудачлив в той
сфере, которая кажется отличнику наи-
более важной (скажем, у него постоян-
но нет денег, потому что он не готов рабо-
тать в системе, или он лишен личной жизни,
потому что кто ж пойдет за такое счастье),
отличники готовы отнестись к нему снисхо-
дительно. Но если двоечник живет как счи-
тает нужным, работает как ему нравится,
имеет за это много денег и счастливо влю-
блен, любой отличник при виде него испы-
тает законное возмущение. Лучше всего
двоечнику быть пьяницей, тогда отличники
будут его любить. Потому что сами они, раз-
умеется, никогда.
Двоечники, со своей стороны, убеждены,
что отличники — примитивные зануды, не
умеющие вставать не по будильнику и жить
не по указке. Смягчить их отношение может,
допустим, явное отвращение отличника
к собственной работе. Или небольшая кли-
ническая депрессия, а еще лучше — нерв-
ный срыв. Или хотя бы осознание отлич-
ником бедности своей серенькой дорожки
перед вершинами горного пути свободно-
го двоечника. Если же отличник занят важ-
ным и интересным делом, получает боль-
шие деньги, здоров и, хоть убей, не понима-
ет, чем его жизнь хуже жизни горного орла,
двоечники будут его презирать. Это презре-
ние сродни тому, которым обливает веснуш-
чатый пацан с дыркой на штанах и пальцами
в чернилах аккуратного мальчика с челоч-
кой и носовым платком.
Зато тот, с веснушками, может бегать по
лужам и пинать консервные банки. Зато это-
го, с челочкой, постоянно ставят ему в при-
мер. В глубине души оба класса смутно
завидуют друг другу, потому что та, вторая
сторона, умеет то, чего не умеет эта.
* * *
Отличница точно знает, что в доме долж-
на быть еда, в холодильнике — продукты,
а полы в квартире надо мыть хотя бы раз
в неделю.
Двоечница считает, что между мужчи-
ной и женщиной должно быть равнопра-
вие. Равноправие выражается в том, что она
выходит за него замуж, а он делает за нее
все остальное.
Отличница заводит детей, потому что она
женщина, воспитывает их, потому, что она
мать, и помогает родителям, потому что
она дочь.
Двоечница заводит детей, потому что
интересно, какие у них будут рожи, не вос-
питывает их вообще, потому что и так сой-
дет, и помогает родителям, потому что ина-
че они не отстанут.
Отличница никогда не пустит своего
мужа на работу в грязной рубашке.
Двоечница не считает нужным проверять,
надел ли он рубашку вообще.
Отличница скорее покончит с собой, чем
подаст семье на ужин сосиски.
Двоечница скорее умрет от старости, чем
задумается об ужине.
Да, а еще отличницы умеют гладить.
Белье. Утюгом. Двоечницы, как прави-
ло, считают, что "чистое" означает "краси-
вое", а гладят чаще всего голую кожу. Рукой.
Отличница следит за модой, за
фигурой, за лишним весом и за репутаци-
ей семьи.
Логично было бы предположить, что
межклассовых браков не бывает, но это
не так. Двоечники часто любят отличниц,
потому как порядок в доме и без вопросов
ясно, кто у нас в паре — ах, творческая лич-
ность. Отличники порой влюбляются в дво-
ечниц, потому что стирать носки — неве-
лико искусство, а вот настолько искренне
улыбаться, спрашивая "милый, что у нас на
завтрак?", умеет далеко не всякий.
Создаются, безусловно, и идеальные
пары. Двое отличников, живущие вместе,
могут достичь невиданных карьерных высот,
заработать миллионы, выстроить огром-
ный дом и вырастить кучу румяных детей.
А влюбленные двоечники способны изо-
брести вечный двигатель, соорудить из него
ероплан и улететь куда-нибудь к такой-то
матери и всеобщему удовлетворению.
Но двоим отличникам при этом часто
невыносимо скучно друг с другом.
А пара двоечников зарастет грязью по
уши и умрет от голода, потому что ни один
из них не согласится встать пораньше, что-
бы пойти и получить на вечный двигатель
патент. Точнее, один согласится, но про-
спит. А второй пообещает его разбудить,
но забудет.
* * *
Вы считаете, я преувеличиваю?
Ну да. Я и сам так считаю.
Но попробуйте вспомнить, в котором
часу вы сегодня вставали. И кто при этом
лежал с вами рядом. И что он делал. И что
вы о нем подумали.
И почему вы ему этого не сказали.
И кто Вы в этом мире?