В 1986 году научные сотрудники Красноярского пединститута археологи Владимир Макулов, Александр Степанов и Александр Заика, путешествуя вдоль берега Красноярского моря, нашли здесь не только кости мамонта, носорога, бизона, но и орудия древнего человека. Случилось это, когда построили ГЭС и море, подмывая берега и показывая их содержимое, "открыло" для археологов самые древние стоянки первобытных людей.
Спустя год группа археологов под руководством Николая Дроздова (ныне - ректора Красноярского педагогического университета. - Ред.) начала раскопки в Каменном логу и Бережекове, подтвердившие, что Куртакский археологический район весьма щедр на каменные артефакты эпохи палеолита. Рубила, скребки, чопперы (рубящие орудия), наконечники стрел - настоящие четырехсоттысячелетние свидетели жизни первобытного человека. Способные к тому же рассказать весьма интересные истории - тому, кто может их понять.
Но самое интересное началось в 1995 году, когда ученые решили привлечь на помощь: старшеклассников. Совместить детский летний отдых с научно-трудовым воспитательным процессом. Вопреки ожиданиям скептиков, лагерь "Юный археолог", выросший тогда возле поселка Куртака, живет и процветает, обретая каждый год всё новых адептов "археологического туризма". Группы школьников с 7-го по 11-й класс под патронажем историков и археологов не только развлекаются от души, но и копаются в земле. Строго по науке снимают слой за слоем, добираясь понемногу до слоев культурных, меняя постепенно, по мере продвижения, совковые лопаты на мягчайшие кисточки. И ведь находят! В этом году, например, семиклассник одной из красноярских школ нашел наконечник стрелы с костяной накладкой-свистунком (когда животное убегает от преследователей, вслед ему выпускают свистящую стрелу, что задерживает прислушивающегося к ее полету зверя). Наверное, ни один тинейджер не отказался бы подержать в руках такую боевую реликвию, которой более 80 тысяч лет!
Как известно, теорию всегда нужно закреплять практикой. Поэтому в лагере существует своеобразное "погружение" в жизнь и быт древнего человека. Например, День дикаря, устраиваемый каждый год. Утро начинается с того, что все идут на зарядку в купальных костюмах. Зарядка же состоит не из скучных упражнений, а проводится в духе обрядовых плясок древних людей. Вечером практически все ходят в нарядах, сделанных из веток, и с импровизированными костями в волосах. У мальчиков - соревнования по метанию копья и стрельбе из лука. А девочки должны приготовить кушания из того, что создала природа. В ход идет все: начиная от земляники и заканчивая бабочками (которые служат элементом декора). В мастерских дети творят изощренные шедевры из глины и бересты. Вся "фишка" в том, что преподаватели практически не объясняют, как обращаться с материалом. Дескать, древним людям никто ничего не объяснял. Преподаватели просят сделать что-нибудь "этакое", связанное с тематикой лагеря. Медаль с изображением мамонта, к примеру.
В лагере существует даже собственный идол! Это высокий деревянный столб с вырезанным на нем ликом старца. Его имя Коля-ту. Отдельного упоминания заслуживает посвящение. Здесь "грязных псов", то есть новичков, превращают в "археолухов". Посвящаемых, помимо остальных испытаний, заставляют пить "огненную воду". Не подумайте, что алкоголь! Просто-напросто несколько несочетаемых продуктов - шпроты с томатным соком, например. Целовать священную лопату и ногу Природы-матери (одной из "пионерок"). И только тогда тебе выдают кость с написанным на ней именем.
Вау, вау, вау! Я ещё больше туда захотела *_____*