Любовь – это чувство, которое чаще всего вырастает из общения (что предполагает как исключение подростковую любовь к далеким «звездам» ;). Соответственно круг общения в значительной мере определяет границы выбора объекта любви. Так иррациональное чувство оказывается в пределах влияния силового социального поля.
Теоретически индивид может влюбиться в любого человека, проживающего на Земле. Но в реальности вероятность того, что избранник или избранница проживает в соседнем доме или учится на том же факультете, в миллионы раз больше, чем вероятность их принадлежности к сообществу, с которым данный индивид никогда не соприкасался. В силу этого любовь возникает в процессе непосредственного общения, которое чаще всего ограничено одним социальным полем – школа, университет, фирма, село и т.д. Поэтому даже при полном отсутствии социальных предрассудков любовь более вероятна в «своем кругу», чем между представителями разных общностей. Когда же такое случается (например, межнациональные романы), то чаще всего оказывается, что люди, принадлежащие в одной структуре к разным социокультурным полям (например, национальностям), в другой структуре имеют близкие позиции (например, вместе учатся или работают).
При этом важны границы именно социального поля, а не физические расстояния. Люди, живущие неподалеку друг от друга, но разделенные большой социальной дистанцией, имеют мало шансов оказаться собеседниками, коллегами, отдыхать в одном месте и т.д.
Любовь – это свободное влечение к свободно избранному объекту. Но насколько такое влечение свободно от силового поля группы, слоя? Свободный выбор часто представляет собой социально обусловленную склонность (габитус). Иначе говоря, и самая свободная любовь не свободна от социального притяжения. Пословица гласит: «Любовь зла – полюбишь и козла», но почему-то такое случается нечасто, а если и случается, то чаще всего потому, что «козел» ухаживал в «шкуре» «приличного человека».
Любовь, влечение тесно связаны со вкусом, который не свободен от давления силового поля группы, слоя. Иначе говоря, в разных культурах, субкультурах господствуют свои особые представления о физической и духовной привлекательности, о достоинствах и недостатках. Поэтому гораздо больше вероятность, что понравится человек «своего круга» или вышестоящего.
Любовь как габитус – это органичная и эффективная форма разрешения вечного противоречия между полетом души и логикой воспроизводства социальной иерархии. В самом счастливом варианте она проявляется в том, что люди влюбляются в тех, в кого, с точки зрения социальной целесообразности, «надо» влюбиться. Габитус – это способ приручения любви.