@junkhouse
JUNKHOUSE
OFFLINE

Это просто Вьюи блог

Дата регистрации: 26 июля 2012 года

Персональный блог JUNKHOUSE — Это просто Вьюи блог

Пятнадцать лет назад в возрасте восьмидесяти трех лет умер Уильям Сьюард Берроуз - человек, посвятивший жизнь изучению и описанию разновидностей и способов самоубийства с помощью наркотиков. Он сделал наркоманию своей профессией, себя - терпеливым и последовательным разработчиком раз и навсегда избранной темы (а иначе и быть не могло!), но смерть долго щадила его.

Берроуз никогда не жалел о своих наркотических опытах. И утверждал, что именно благодаря им он живет так долго: "Когда перестаешь расти, начинаешь умирать. Наркоман же никогда не перестает расти".

Но не каждый наркоман может найти время написать книгу о том, как он рос… как росла доза и набухали вены в предчувствии очередной "вмазки", а горошины тромбов долго не пускали раствор к сердцу, как медленно текли минуты в ожидании "человека" с заветным пакетиком - и воспевать беспощадную вечность абстиненции в переполненной камере федеральной тюрьмы.

Впервые широкий круг читателей мог познакомиться с творчеством Берроуза в конце восьмидесятых, когда на видеоэкранах появилась пиратская копия фильма "Naked Lunch" ("Голый завтрак" или "Завтрак нагишом"), снятого по его одноименному роману. Примерно тогда же издательство "Глагол" выпустило перевод этой книги, где описаны все стадии, способы и средства достижения кайфа. Однако нагромождение ярких и порой непонятных для непосвященного метафор делает эту книгу, на мой взгляд, нудноватой. Чего, впрочем, нельзя сказать об экранизации американского режиссера Кроненберга, известного также по фильму "Crash".

Круг знакомств Берроуза в последние годы жизни впечатлит взыскательного современника: Том Уэйтс и Фрэнк Заппа, Курт Кобейн и Лори Андерсон, Пол Маккартни и Мик Джаггер…

Субкультура последнего десятилетия (и особенно кинематограф) породила немало произведений искусства, в которых употребление наркотиков окружено мутным ореолом романтики и соответствующими декорациями. Стеклянный шприц в кожаном футляре, серебряная ложка, зажигалка "Зиппо", немного минеральной воды в бутылке и, собственно, сам продукт - таков набор рыцаря героинового прихода. Так поэтический стиль ХIХ столетия вытеснила грубая конкретика века двадцатого. На смену наркотикам растительного происхождения, кальянам и трубкам, ароматам благовоний и вообще восточной экзотике, благодаря которой вредная привычка становилась простительной легкомысленностью поэта, пришли синтетические наркотики и психостимуляторы, одноразовый шприц и конкретная цена за дозу, и закон Харрисона "О наркотиках", и наркоты-стукачи, готовые на все ради двух кубов раствора. И неписаное правило - в долг не давать. Почему же Уильям Сьюард Берроуз выбрал такой трудный и опасный путь к смерти - ждать и догонять? Ответ предельно прост: он и сам не знал - почему. Этого никто не знает. Никто не может вспомнить конкретной причины, почему начал употреблять наркотики. "Попробовал я его главным образом из любопытства. И поплыл по течению, ширяясь, когда только мог затариться. А закончил подсевшим".

Упокой, Господи, его грешную душу и пошли ему маленький пакетик с героином. Туда, на небеса. Потому что в Аду он уже побывал. И представил нам документальные доказательства его существования - роман "Джанки".

" Just Kids" — это история любви (сначала вполне ортодоксальной юной влюбленности, а потом, когда Мэпплторп окончательно осознал себя гомосексуалистом, — глубинной, практически неразрывной дружбы) людей диаметрально противоположных именно в смысле зависимости/независимости. Органически не способной встраиваться Патти Смит — и принципиально встраивающегося Мэпплторпа, зависимого от мнений, от трендов, от необходимости казаться как раз независимым, от "фантома" Уорхола ("главной задачей Роберта было сделать то, что еще не сделал Энди"), от успеха, который неизбежно сводится к "Слушай, я покупаю дом в городе, браунстоун, как тот, что был у Уорхола". (Это говорит Мэпплторп в 1989-м — уже смертельно больной СПИДом.)

на фото:Патти и Роберт1968 год

"Это было лето, когда умер Джон Колтрейн, лето "Хрустального корабля". Дети цветов выходили на антивоенные демонстрации, а в Китае прошли испытания водородной бомбы. В Монтре Джими Хендрикс зажег свою гитару. На средних волнах крутили "Оду Билли Джо", а в кинотеатрах — "Эльвиру Мадиган". Это было лето бунтов в Ньюарке, Милуоки и Детройте. Лето любви. И в его странной, будоражащей атмосфере произошла случайная встреча, изменившая все течение моей жизни.

Это было лето, когда я встретила Роберта Мэпплторпа".

Впервые Патти Смит увидела Роберта Мэпплторпа в июле 1967 года. Тогда 20-летняя (с Мэпплторпом они ровесники) Патриция Ли Смит без копейки денег и без четко сформулированных планов (кроме плана "быть свободной") приехала в Нью-Йорк из Нью-Джерси. Переночевать она хотела у друзей, учившихся в Бруклинском колледже искусств, но они, как выяснилось, куда-то переехали. Их бывший сосед, по словам хозяина, возможно, знал их новый адрес. "Я вошла в комнату. На железной кровати спал мальчик. Он был худой, бледный, с копной темных кудрей. Рубашки на нем не было, на шее — нити цветных бус. Я стояла и смотрела на него. Он открыл глаза и улыбнулся".

Патти Смит и Роберт Мэпплторп — безусловные культурные иконы. И хоть не так уж много найдется тех, кто постоянно и преданно слушает ее песни, а также тех, кто знаком с его творчеством за пределами набора работ, неизменно печатающихся в изданиях по истории фотографии, — но легендарность этих фигур не вызывает сомнения.

Они понимают друг друга без слов. В их доме всегда существовало неписаное правило: «Посменное дежурство». «Если Роберт принимал наркотики, я должна была при этом присутствовать и бодрствовать. Если меня брала тоска, Роберту не разрешалось падать духом. Если кто-то заболевал, другой оставался на ногах. Главное – чтобы мы никогда не потворствовали своим капризам одновременно». Они были бедны, но счастливы.

В музеи и в кино они ходили по очереди, а потом пересказывали друг другу увиденное. Мебель они не покупали, а подбирали ее на помойке. Украшения и одежду они придумывали сами. Но денег все равно не хватало. Тогда Роберт решился выйти на панель. Она ему не возражала, но сердце ее разрывалось.
Это дневник одной дружбы, написанный Пати Смит в память о ее любимом мужчине Роберте Мэпплторпе. Роберт был художником. Он видел то, чего не видели другие. Внутри него была целая вселенная, а она – центром этой вселенной… Она всю жизнь пыталась познать эту вселенную, но, наверное, так и не смогла…
Книга полна изысканно-искренних признаний и утонченных цитат. Это воспоминания, начисто лишенные авторского эгоизма. Как будто пишущая их Патти Смит — всего лишь свидетель того, что с Патти Смит происходило.

А происходило, ясное дело, головокружительно много всякого — от жизни в легендарном Chelsea Hotel ("кукольном домике в сумеречной зоне"), в баре которого Дженис Джоплин могла болтать с Джими Хендриксом, а Грейс Слик из Jefferson Airplane с Уильямом Берроузом — до короткого романа с Сэмом Шепардом. Или, например, вот такой эпизод: "Одним дождливым днем я пыталась купить себе сэндвич с салатом в излюбленном хиппи кафе-автомате в Бруклине. Я опустила в щель два четвертака, не заметив, что цена выросла до 65 центов. И в это время голос за моей спиной сказал: "Вам помочь?" "

Это был Аллен Гинзберг. Он заплатил за сэндвич и чашку кофе и пригласил Патти за свой стол, заговорил об Уолте Уитмене, а потом вдруг наклонился и посмотрел на нее очень внимательно. "Ты что, девочка? — спросил он и рассмеялся: — А я-то принял тебя за хорошенького мальчика". Как раз незадолго до этого Роберт Мэпплторп признался Патти в своей ориентации, так что сущность недоразумения была ей понятна, и она быстро ответила: "Вот оно что! Значит ли это, что я должна вернуть сэндвич? "

Но, рассказывая и такое забавное или, наоборот, что-нибудь совсем грустное вроде истории самоубийства ее возлюбленного, поэта Джима Кэрролла, Смит не теряет своей главной интонации — интонации спокойной самостоятельности, и тогда, и теперь.

Лучшая иллюстрация такой авторской позиции — один из первых в книге пассажей об Уорхоле. Вернее, об отношении к нему — ее и Мэпплторпа. "В июне 1968 Валери Соланас выстрелила в Энди Уорхола. Это очень расстроило Роберта, несмотря на то что вообще-то он не испытывал особых эмоций по поводу других художников. Но перед Уорхолом — документирующим картину бытия на своей недоступной "Фабрике" — он почти преклонялся.

У меня не было таких чувств к Уорхолу, как у Роберта. Уорхол занимался культурой, которую я старалась избегать. Я ненавидела суп и не испытывала ровно ничего по поводу банки".

Это пренебрежение и супом, и банкой особенно ценно еще и потому, что оно наказуемо — особенно в то время, когда жизнь правильной богемы была жизнью в вечном (и почти всегда незримом) присутствии Уорхола. В том же 1968-м стараниями Роберта они с Патти получили доступ в заднюю комнату знаменитого клуба Max's Kansas City. За самым привилегированным круглым столом там сиживали Раушенберг, Лихтенштайн, Джон Чемберлен, Боб Дилан, Нико, Дженис Джоплин и члены группы The Velvet Underground. Роберт настаивал, чтобы они ходили туда чуть ли не каждую ночь: "Это было как будто темное кабаре, проникнутое маниакальной энергией Берлина тридцатых годов. То тут, то там возникали кошачьи драки между старлетками и трансвеститами — и все это было напоказ, все они, казалось, проходили какое-то нескончаемое прослушивание у фантома. И этим фантомом был Энди Уорхол. Мне всегда казалось, что ему было на них просто наплевать".

Самой же Патти всегда было наплевать на "прослушивания". Ни светские — приглашенная (опять же через Роберта) на обед к куратору отдела фотографии Метрополитена Джону Маккедри и его жене, Максим де ля Фалез, бывшей модели Эльзы Скиапарелли (завсегдатаями в их доме были Бьянка Джаггер, Мариза и Барри Беренсон, Тони Перкинс, Диана и Эгон Фюрстенберг), она большую часть времени провела на кухне. Ни литературные — когда Роберт настоял, чтобы она явилась в знаменитый "салон" Чарльза Генри Форда, издателя влиятельнейшего интеллектуального журнала View, она чувствовала себя "как на воскресном обеде у родственников".
При этом в тексте Патти Смит нет ни призвука самоупоенности или осуждения: она восхищена своим другом и благодарна ему за главное — за то, что он умел быть художником, артистом, за то, что он еще в юности продемонстрировал ей, что это такое, и заразил ее этим. Она любит его, именно такого, каким он был.

Они как будто бы делят ту эпоху пополам. Патти Смит воплощает собой ее взбалмошную духовность (иногда вполне сомнительную, вроде любимой ее мысли о том, что Артюр Рембо, Дилан Томас, Джим Моррисон и Лу Рид — поэты в одинаковом смысле слова), но всегда привлекательную, а Роберт Мэпплторп — ее великолепное тщеславие, сделавшее возможным окончательное превращение самолюбования в искусство.

Патти в Париже

Подарок Роберта на день рождение Патти

Подарок Роберта Патти на день роджение

"…Для одной из наших последних фотосессий я надела свое любимое черное платье. Он вручил мне бабочку — синего морфо, наколотого на швейную булавку со стеклянной головкой. Сфотографировал меня на "Полароид", на цветную пленку. На снимке все черно-белое, но на этом монохромном фоне выделяется синяя переливчатая бабочка — символ бессмертия…"

"…Когда мы уже собирались уйти, он задержал нас:

— Погодите. Дай-ка я сниму тебя с Джесс.

Я взяла Джесс на руки, она, улыбаясь, потянулась к нему…"

ДЖАНК-АРТ известен еще как треш-арт (от англ. junk — отбросы, мусор), направление в современной живописи и скульптуре, близкое ассамбляжу. Художники этого направления используют традиционно «бесценные» материалы — металлический лом, старые вещи, городские отходы и др. вещи из мусорного бака.

Как пример современного джанк-арта хотелось бы вам открыть одно молодое дарование и показать, как люди из металлического говна ухитряются делать брутальный реквизит для фотосессий.

Luke Abby – паренек на все руки и во все дырки. Он и популярная английская модель, и местный фрик от мира моды, и частично стилист, и создатель совершенно безумных аксессуаров из того же металлического говна.

Ну и сам герой-любовник:


Но не всегда джанк-арт бывает таким не винным, как простушка в ситцевом платье. А все потому что любит народ из всякого говна еще большее говно делать. Причем не просто сделать, а написать целое пособие про это.

Марте ле Ван
«Бижутерия из бумаги»

Из чего делают украшения? Наверное вы сразу вспомните про жемчуг, драгоценные камни, золото, стразы, бисер. Мысль о бумаге даже не придет вам в голову! Но только взгляните на украшения, представленные в этой книге! Вы будете поражены красотой, разнообразием и притягательностью великолепных серег, браслетов, ожерелий, брошей… Пошаговые описания, великолепные иллюстрации и точные шаблоны помогут вам выполнить все этапы превращения обычного листа бумаги в неповторимое и эффектное изделие.

Это прямо-таки находка для одержимых экономией. Все модные нищеброды должны молиться, чтобы настала золотая эпоха украшений из бумаги. Поломались бусы? Зайди в туалет, отмотай туалетной бумаги, и скатай новые! Пролистав еще несколько страниц Озона я поняла, что украшения из бумаги вообще не какой не джанк-арт — а вот украшения из проволоки это да.

О. В. Горяинова
«Украшения из проволоки»

Книга рассказывает о материалах и приспособлениях для плетения цветными шнурами, обучает азам окрашивания шнуров химическими и природными красителями, дает основные виды плетения. С помощью наших советов вы сможете самостоятельно сплести женский пояс, подвеску-сумочку, обложку для книги, футляр для зонтика, различные настенные панно и другие аксессуары и украшения.

Одного мне не дано понять – это описание книги. Что за цветные шнуры? Как выглядит загадочная подвеска-сумочка. И является ли пояс из проволоки поясом верности?

JUNKHOUSE

Самые популярные посты

34

Патти Смит «Просто дети»

" Just Kids" — это история любви (сначала вполне ортодоксальной юной влюбленности, а потом, когда Мэпплторп окончательно осознал се...

32

Пятнадцать лет назад в возрасте восьмидесяти трех лет умер Уильям Сьюард Берроуз - человек, посвятивший жизнь изучению и описанию разнови...

30

ДЖАНК-АРТ.Что это такое и с чем его едят?

ДЖАНК-АРТ известен еще как треш-арт (от англ. junk — отбросы, мусор), направление в современной живописи и скульптуре, близкое ас...