@cocaineluscious
COCAINELUSCIOUS
OFFLINE

cocaine_luscious

Дата регистрации: 05 июня 2012 года

Персональный блог COCAINELUSCIOUS — cocaine_luscious

Методы фонетических исследований

  • Артикуляционный аспект:
    • самонаблюдение (интроспекция)
    • палатографирование
    • лингвографирование
    • одонтографирование
    • фотографирование
    • киносъёмка
    • рентгеносъёмка.
  • Акустический аспект:
    • осциллографирование — преобразование колебаний воздуха в акустический сигнал
    • спектрографирование
    • интонографирование.

Основные фонетические единицы и средства

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.

Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

  • Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.
  • Синтагма (речевой такт) — отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно.
  • Фонетическое слово (ритмическая структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением.
  • Слог — наименьшая единица речевой цепочки.
  • Звук — минимальная фонетическая единица.

Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

  • Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.
  • Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.
  • Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.
  • Длительность — время звучания сегмента речи.

Разделы фонетики

Фонетика делится на общую, сравнительную, историческую и описательную.

  • Общая фонетика рассматривает закономерности, характерные для звукового строя всех мировых языков. Общая фонетика исследует строение речевого аппарата человека и использование его в разных языках при образовании звуков речи, рассматривает закономерности изменения звуков в речевом потоке, устанавливает классификацию звуков, соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц — фонем, устанавливает общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы.
  • Сравнительная фонетика сопоставляет звуковой строй языка с другими языками. Сопоставление чужого и родного языков в первую очередь нужно для того, чтобы увидеть и усвоить особенности чужого языка. Но такое сопоставление проливает свет и на закономерности родного языка. Иногда сравнение родственных языков помогает проникнуть в глубь их истории.
  • Историческая фонетика прослеживает развитие языка на протяжении довольно длительного периода времени (иногда со времени появления одного конкретного языка — его отделения от праязыка).
  • Описательная фонетика рассматривает звуковой строй конкретного языка на определенном этапе (чаще всего фонетический строй современного языка).

Артикуляционная фонетика

Место артикуляции звуков

Артикуляционная фонетика рассматривает анатомо-физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речепроизводства.

Перцептивная фонетика

Перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха.

Она призвана отвечать на вопросы, какие звуковые свойства существенны для восприятия речи человеком (например, для опознания данной фонемы) с учётом меняющихся акустических и артикуляционных характеристик речевых сигналов, то есть каковы перцептивные корреляты релевантных (существенных) признаков фонем и просодем.

Она считается также с тем, что люди в процессе восприятия звучащей речи извлекают информацию не только из акустических свойств высказывания, но и из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл воспринимаемого сообщения.

Перцептивная фонетика выявляет универсальные и специфические перцептивные характеристики, присущие звукам человеческого языка вообще и звуковым единицам конкретных языков. Она приходит к выводу, что восприятие опирается не только на инвариантные свойства фонем, но и на их вариантные

Классификация звуков речи

Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией, которая складывается из 3 частей: приступа, или экскурсии, когда органы готовятся к произношению звука, средней части, или выдержки, когда органы устанавливаются в рабочее положение, и отступа, или рекурсии, когда органы возвращаются в нерабочее положение. Звуки с мгновенной выдержкой — мгновенные звуки (например, [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г]), их протягивать или вовсе нельзя (таковы [п], [б], [т], [д], [к], [г]), или же при протягивании они дают другое слуховое впечатление: [ц] → [с], [ч] → [щ]. Звуки с более или менее продолжительной выдержкой — длительные звуки. Хотя их длительность может и не всегда проявляться, но их при желании можно протягивать (таковы гласные, а также звуки [м], [н], [л], [р], [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [й], [х]; в русском всегда длительно [щ]). Впрочем, благодаря тому, что вместо выдержки можно сделать задержку размыкания, получаются и долгие [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г], где долгота не от протягивания, а от времени, занимаемого задержкой размыкания (например, в таких случаях, как о бб ить, о тт ого, по дд ал, пала цц о, та к к ак и т. п.).

Все звуки речи делятся на гласные и согласные — это деление исходит из акустических и артикуляционных признаков. Впрочем, мнения о возможности разделения гласных и согласных придерживаются далеко не все лингвисты. Так, Фердинанд де Соссюр и Морис Граммон распределяют все звуки речи в 7 (или 9) «растворов», где граница гласных и согласных стирается (хотя у Соссюра имеются соответствующие оговорки); Лев Щерба и его ученики не находят резкой границы гласных и согласных, противопоставляя лишь гласные и шумные согласные (по отсутствию и наличию преграды на пути струи воздуха, по характеру напряженности органов речи и по силе воздушной струи). Природу сонорных согласных эта теория освещает недостаточно ясно.

Акустические признаки

Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные) и шумные. Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, в [р] разного типа); в шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума. Самый звучащий звук: [а], самый шумный: [п] [источник?] .

В пределах шумных выделяют:

  • Звонкие шумные длительные (пр.: [в], [з], [ж])
  • Звонкие шумные мгновенные (пр.: [б], [д], [г])
  • Глухие шумные длительные (пр.: [ф], [с], [ш], [х])
  • Глухие шумные мгновенные (пр.: [п], [т], [к])

Артикуляционные признаки

По артикуляционным признакам звуки делятся на ртосмыкатели (согласные) и ртораскрыватели (гласные). Так называемые полугласные звуки ([j] и [w]), находящиеся между гласными и согласными, на поверку всегда оказываются либо теми, либо другими; граница гласных и согласных как раз и проходит между артикуляциями гласных [и], [у] и соответствующих согласных [j] и [w].

Сила выдоха (экспирации) неодинакова у разного рода звуков: она сильнее всего у глухих согласных (почему они и называются fortes — сильные), слабее у звонких согласных (lenes — слабые), ещё слабее у сонорных и, наконец, самая слабая у гласных. В «слабости» гласных и большинства сонорных согласных легко убедиться, если произносить их без голоса.

Согласные

Проход во рту, по которому идет струя воздуха из легких, может быть:

  • свободным, когда нет никакого препятствия и воздух проходит без трения о стенки; звуки свободного прохода — это гласные;
  • суженным, когда те или иные органы во рту, сближаясь, образуют щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода; звуки суженного прохода — это фрикативные согласные (иначе спиранты, щелевые, щелиные, проточные, придувные): к фрикативным согласным относятся [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], а также и гортанные придыхательные [h];
  • сомкнутым, когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы воздвигают полную преграду — смычку, которую либо надо прямо преодолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; это смычные согласные, подразделяющиеся на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка.
  • Смычные подразделяются на:

    • взрывные, когда смычка взрывается под напором струи воздуха и струя воздуха проходит прямо из ротовой полости наружу; это [п], [б], [т], [д], [к], [г], а также и гортанный взрыв [?];
    • аффрикаты (смычно-фрикативные), когда смычка сама раскрывается для прохода струи воздуха в щель и воздух проходит через эту щель с трением, но в отличие от фрикативных не длительно, а мгновенно; это [пф], [ц], [дз], [ч], [дж];
    • носовые (или назальные), когда смычка остается ненарушенной, а воздух проходит обходом через нос (для чего надо опустить мягкое небо и продвинуть маленький язычок вперед, не разжимая смычки во рту, которая препятствует выходу воздуха через рот; различие носовых друг от друга объясняется различием ротового резонанса в зависимости от того, где образована смычка); это [м], [н] и другие н (gn французское, ng немецкое и английское);
    • боковые (или латеральные), когда смычка остается ненарушенной, но бок языка опущен вниз, и между ним и щекой образуется боковой обход, по которому и выходит воздух; такой способ возможен только при смыкании кончика языка с зубами или альвеолами, а также средней части языка с твердым небом; это разного типа [л];
    • дрожащие (или вибранты), когда смычка последовательно и периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается, то есть органы речи производят дрожание, или вибрацию, вследствие чего струя воздуха выходит наружу прерывисто только в моменты размыкания; это разного рода р; картавое язычковое, когда дрожит маленький язычок, соприкасаясь с задней частью большого языка; язычное, когда дрожит кончик языка, соприкасаясь с твердым небом (таково русское [р]), и, наконец, губное, когда дрожат губы (например, в слове тпру!).
    Шумные

    Согласные, характерным признаком которых является шум от сближения органов произношения, который или составляет всё содержание звука (глухие шумные согласные), или преобладает над голосом (звонкие шумные согласные). Голос при произношении шумных согласных или отсутствует, или играет второстепенную роль. В русском языке к шумным согласным принадлежат: а) глухие шумные согласные [к], [х], [п], [ф], [т], [с], [ш], [ч], [ц] и б) звонкие шумные согласные [г], [й], [б], [в], [д], [з], [ж]. Однако согласные [в] и [й] занимают промежуточное положение между звонкими шумными согласными и сонорными.

    Сонорные

    В русском языке к сонорным согласным относятся р, л, м, н, й' (р', л', м', н')

    Место образования Основная статья: Место образования

    Гласные

    Гласные звуки и их классификация

    Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса — музыкального тона и отсутствием шума.

    Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных: 1) степень подъема языка, 2) место подъема языка и 3) участие или неучастие губ. Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объём полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

    По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].

    Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].

    Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].

    Фонетика русского языка

    Основная статья: Русская фонетика

    Обратимся к описательной фонетике современного русского языка. В звуковом строе нашего языка насчитывают 43 фонемы: 6 гласных фонем — [а] [э] [и] [ы] [о] [у]; 37 согласных — [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж]1, [з], [з'], [j], [к], [к'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [р], [р'], [с], [с'], [т], [т'], [ф], [ф'], [х], [х'], [ц], [ч'], [ш], [щ], [ж':]².

    1 фонемы [ж][ц][ш] — всегда твёрдые; фонема [ч']- всегда мягкая
    ² некоторые авторы не признают самостоятельности фонем [щ]и парного ей [ж':] (встречается в словах «во жж и», «е зж у» ;), считая их вариантами [ш] и [ж] (мнение московской фонологической школы)

    Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами). Фонема — это некое абстрактное явление, объединяющее в себе свои аллофоны, она никогда не встречается в речи в чистом виде. Фонема имеет основной вариант — звук, находящийся в сильной позиции: для гласных — это позиция под ударением, для согласных — позиция перед гласным или сонорным.

    Почему фонемы не встречаются в речи в чистом виде? Когда мы говорим, мы не отделяем звуки друг от друга, но произносим их слитно (причём иногда звуки накладываются друг на друга или вообще выпадают, ср. говорить — [гъвар’ит']). В потоке речи звуки видоизменяются под влиянием соседних фонем. Ср. c-[з] сделать — [з’д’элът']: глухие фонемы перед звонкими озвончаются, звонкие перед глухими — оглушаются. Кроме того, на конце слов могут встречаться только глухие согласные(конец слова считается слабой позицией), ср. клад — [клат], но клады — [клады].

    Наиболее изменчивой фонемой считается О. Как таковая она встречается только в сильной позиции (под ударением). Во всех остальных случаях она редуцируется (согласно другой точке зрения: происходит чередование фонем /о/ и /а/).

    Редукция — видоизменение звука, потеря ими артикуляторной четкости. Редукция бывает количественная и качественная. Фонема О подвергается как количественной, так и качественной редукции, ср. сторожил — [стъражыл], где Ъ-редуцированный звук, практически не распознаваемый как О.

    Чередования

    Как было упомянуто выше, в процессе речи звуки чередуются, сменяют друг друга [источник не указан 1080 дней] . Порой эти чередования принимают вид довольно причудливых сочетаний, ср. жёлтый — желтеть — [жолтыj — жылт’эт']. О чередуется с Ы. Чередование О//Ы называется минимальным фонемным рядом. Существует несколько различных фонемных рядов, вот наиболее распространённые из них:

    • О//А: говор — говорить
    • Е//И: держит — держать
    • А//И: час — часы
    • А//Ы: жаль — жалеть и т. д.

    Различают два вида чередований: фонетические и исторические. Фонетические в свою очередь делятся на комбинаторные и позиционные. Комбинаторные обусловлены соседством звука с другими, а позиционные — позицией звука в слове, морфеме.

    Исторические чередования мы не можем объяснить с фонетической точки зрения. Они, как правило, являются вариантом слова (или морфемы), который широко использовался в прошлом, например бегу бежать , где бег чередуется с беж (раньше было 2 различных глагола); рука — ручной и т. д.

    Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой» ;) — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

    Изучением влияния звуков на субъекты и объекты занимается звуковедение.

    Предмет фонетики

    К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин, фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.

    Три аспекта фонетических исследований

    1) анатомо-физиологический (артикуляционный)

    Исследует звук речи с точки зрения его создания:

    Какие органы речи участвуют в его произношении;

    Активны или пассивны голосовые связки

    Вытянуты ли губы вперед и т. д.

    2) акустический (физический)

    Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

    3) функциональный аспект (фонологический)

    Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

    История фонетики как науки

    Начало изучения механизма образования звуков речи относится к XVII веку; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы X. П. Бонета, Дж. Уоллиса, И. К. Аммана). В конце XVIII века X. Кратценштейн положил начало акустической теории гласных, которая была развита в середине XIX века Г. Л. P. Гельмгольцем. К середине XIX века исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Э. В. Брюкке. С лингвистической точки зрения учение о звуковой стороне языка во всех его разделах было впервые представлено в работе Э. Зиверса и Й. Шмидта «Grundzüge der Lautphysiologie (нем.) » (1872).

    Большой вклад в фонетику внесли такие учёные, как Панини, Р. Раск, Я. Гримм, А. Шлейхер, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ж. П. Руссло, П. Пасси, Ж. Жильерон, Э. Зиверс, М. Граммон, Д. Джоунз, В. А. Богородицкий, Л. В. Щерба, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, Е. Д. Поливанов, Г. Фант, М. Халле, Л. Р. Зиндер, Р. И. Аванесов, М. В. Панов, Л. Л. Касаткин, Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, С. В. Кодзасов, О. Ф. Кривнова.

    Я дал разъехаться домашним, Все близкие давно в разброде, И одиночеством всегдашним Полно все в сердце и природе. И вот я здесь с тобой в сторожке, В лесу безлюдно и пустынно. Как в песне, стежки и дорожки Позаросли наполовину. Теперь на нас одних с печалью Глядят бревенчатые стены. Мы брать преград не обещали, Мы будем гибнуть откровенно, Мы сядем в час и встанем в третьем, Я с книгою, ты с вышиваньем, И на рассвете не заметим, Как целоваться перестанем. Еще пышней и бесшабашней Шумите, осыпайтесь, листья, И чашу горечи вчерашней Сегодняшней тоской превысьте. Привязанность, влеченье, прелесть! Рассеeмся в сентябрьском шуме! Заройся вся в осенний шелест! Замри, или ополоумей! Ты так же сбрасываешь платье, Как роща сбрасывает листья, Когда ты падаешь в объятье В халате с шелковою кистью. Ты — благо гибельного шага, Когда житье тошней недуга, А корень красоты — отвага, И это тянет нас друг к другу.

    Уступая место женщине, галантный мужчина притрагивается к шляпе, затем он встает как можно дальше от нее и не смотрит в ее сторону. Никто не ожидает, что возвращающийся с работы мужчина уступит место любой стоящей рядом женщине (пусть совесть подскажет, как ему поступить). Но приличия обязывают его уступить место уставшей матери с маленьким или грудным ребенком, беременной женщине, старику или инвалиду. Иногда можно наблюдать, как мужчины вскакивают при виде хорошеньких девушек, которые вполне могут и постоять, в то время, как пожилые женщины часто стоят.
    Нет нужды говорить, что юноша или девушка не должны сидеть в общественном транспорте, если пожилые женщины или женщины с детьми на руках стоят.
    Тот, кому уступили место, благодарит, но никогда не начинает разговора с уступившим место лицом.
    Если мужчина уступает место женщине, которую сопровождает другой мужчина, последний должен высказать благодарность.
    Мужчины иногда ошибочно полагают, что при выходе из транспорта надо пропустить вперед женщину, которую они сопровождают. Это неверно, мужчина должен выйти первым, а затем помочь своей спутнице. На незнакомых мужчин это правило не распространяется, они просто пропускают женщин при выходе, если не возникает никаких очевидных затруднений. Мужчина может помочь женщине с багажом или с маленьким ребенком, если этого не сделают водитель или кондуктор, но он должен при этом вести себя очень корректно, не навязываться с разговором, а оказав помощь, не пытаться без необходимости завязать знакомство.
    В поезде, трамвае или автобусе также необходимо помнить о соблюдении определенных правил. При посадке придерживаться очереди, уступая первенство старшим, стоящим рядом, мужчины - женщинам. Если женщина находится в обществе мужчины, то в транспорт они садятся согласно своей очереди. Женщина не должна стараться подняться в вагон трамвая или автобус первой, пользуясь своим преимуществом и оставляя при этом спутника. Если все же случилось, что он оказался далеко позади своей спутницы, то ему вовсе не следует нетерпеливо устремляться вперед, расталкивая при этом других женщин. Не произойдет ничего ужасного, если на короткое время вас с вашей знакомой толпа и разделит.
    Воспитанный мужчина сядет в транспорте только в случае, если вблизи не стоит ни одна женщина. И старается тотчас же предложить свое место женщине, которая, войдя в вагон, встала рядом с ним. Его обязанностью является уступить место пожилой женщине, женщине с тяжелой сумкой или знакомой. По отношению к молодым, здоровым посторонним женщинам такой жест - добровольная вежливость. Поэтому не в каждом случае уместны громкие замечания в адрес «сегодняшней молодежи». Ведь молодой мужчина может как раз возвращаться с утомительной работы или плохо себя чувствовать.
    Женщина, которой уступили место, должна тотчас за это поблагодарить. Не годится в таких случаях на освобожденное место сажать своего здорового ребенка даже младшего школьного возраста.
    Особа, сопровождающая пожилую женщину, для которой не оказалось свободного места, может обратиться к кому-нибудь помоложе с просьбой его уступить, но делать это следует спокойно и вежливо.
    Женщина не уступает места мужчине даже намного старше себя. В большинстве случаев ему станет неловко: ни один мужчина не хочет, чтобы его принимали за старика. Молоденькая девушка может уступить место пожилому родственнику.
    В транспорте нужно стараться не наступать людям на ноги, не опираться на человека, стоящего рядом, не подталкивать его в спину. Неприлично пристально разглядывать своих попутчиков.
    Если женщина едет с мужчиной, он первым проходит к выходу, прокладывая ей путь, первым выходит, помогая сойти женщине. Однако подобная галантность со стороны мужчины вряд ли уместна в отношении начальника (разумеется, если он не женщина), с которым довелось ехать вместе.

  • и вот уже, который день без тебя… странно, больно, жутко…но я все еще помню твои слова: « Как бы мы не поссорились, я все равно вернусь к тебе, я же люблю»
  • так хочется позвонить тебе или написать, но гордость не позволяет… да что там гордость… обида, затаенная где-то глубоко. И в который раз мои пальцы норовят нажать кнопку вызова, но я все же останавливаю себя, вспоминая, какую боль ты нанес моему сердцу, … постоянно пребывая в страхе, что в один прекрасный день меня просто не станет, что умру от твоей же руки…

    сейчас страх сменился отчаянием! Мысли о тебе не дают спокойно спать, и, только когда я начинаю думать о какой-то цели (о покупке прикроватной тумбочке либо сковородке) я засыпаю. Какая к черту сковородка, и хотеть не хотела. Ха, ну надо же, как-то себя отвлекаю.

    Раньше я всегда старалась вставать раньше, что бы скорее тебя увидеть и обнять…

    Раньше я просыпалась посреди ночи и проверяла, не пришло ли мне смс от тебя на мобильный. Сейчас я его просто отключаю. Сейчас я стараюсь спать дольше, что бы оставить меньше времени на мысли о тебе. А вдруг я проснусь, увижу пропущенный звонок, и мне станет от этого так больно. Вруг… но этого не случается..

    Я сбилась со счету, который раз я проигрываю в голове диалог с тобой, на всякий случай, если позвонишь…

    - привет! Зачем позвонил? Мне с тобой говорить не о чем. Ты сделал свой выбор, и я его принимаю. Мое самое большое заблуждение, что ты изменишься. Плачевный опыт. Но ты все тот же. И таким останешься.

    И хотя я жалею о таких мыслях, но я все еще надеюсь, что когда-нибудь я тебе все-таки скажу.

    Хотя, зачем говорить, я просто наберусь смелости и перестану отвечать на твои звонки, не появлюсь в твоей жизни больше никогда.

    Из одной научно-популярной книги в другую кочует утверждение: человек использует лишь около 1/10 части нейронов своего мозга, а вот если бы включить все 9/9, мы все стали бы гениями. Однако сейчас психологи полагают, что дело обстоит как раз наоборот: чтобы стать гением, нужно отключить часть собственного мозга.

    Психологам и психиатрам известны так называемые идиоты-гении – умственно отсталые люди, обладающие исключительными способностями в какой-то одной, обычно достаточно узкой области (слово «идиот» здесь надо понимать в исходном древнегреческом смысле: особый, странный). Открыто это явление в конце прошлого века и с тех пор в научных трудах описано около сотни таких случаев. Примерно 25 идиотов-гениев известны учёным и сейчас. Широкая публика представляет себе такие феномены по известному фильму «Человек дождя». Все это люди показывают низкие результаты в тестах интеллекта, почти неспособны общаться, страдают аутизмом, т.е. болезненной замкнутостью в себе. Но они проявляют удивительные способности в математике, музыке, изобразительном искусстве или в других областях. Один из них, едва взглянув на любое здание, может изготовить его детальнейший архитектурный рисунок. Другой, не глядя на часы, в любой момент знает время с точностью до секунды. Третий, посмотрев на любой предмет, называет его размер с точностью до 2-3 мм. Четвёртый говорит на 24 языках, включая пару придуманных им самим. Кто-то знает наизусть и свободно цитирует толстый телефонный справочник большого города и т.д.

    Нужна ли кому-нибудь эстетика… кроме ученых-эстетиков? Зачем она художнику? Как мольеровский Журден всю жизнь, сам того не ведая, говорил прозой, так и художник соблюдает в процессе творчества законы эстетики, даже если думает, что творит только по велению души. Творческий поиск, не подкрепленный теоретическим обобщением худо­жественной практики, часто не результативен. Когда художник встречает­ся со сложной творческой задачей, хочет оценить собственную деятель­ность, ищет выход из творческого кризиса, ему трудно руководствоваться только интуицией — на помощь приходит эстетика. Творчество и его ос­мысление идут рука об руку. Аристофан, Леонардо да Винчи, Шекспир, Гете, Шиллер, Пушкин, Толстой, Достоевский и великие мастера, и вели­кие исследователи тайн искусства.

    Поэт Пиндар не уважал ученых стихотворцев и противопоставлял им поэта «милостью божьей», а философ Платон считал необходимым соче­тание природных способностей с тренировкой и изучением теории. Согласно же Псевдолонгину — автору трактата «О возвышенном» успех ху­дожника обусловлен «силой дарования» и «знанием правил»; высокое ис­кусство невозможно без теории, помогающей избежать ошибок и совер­шенствующей мастерство.

    Эстетика — и прямо, и опосредованно влияет на творчество, подкреп­ляя дар знанием. Но этим значение эстетики для художника не исчерпыва­ется. Поэту необходима художественная концепция мира. Она — не запас накопленных художником философских знаний, она рождается в самой жизни из наблюдений над природой и обществом, из усвоения культуры человечества, из активного отношения к миру. Художественная концеп­ция направляет талант и мастерство, в свою очередь формируясь под их воздействием, она определяет особенности видения мира, отбор жизнен­ного материала. При этом наиболее непосредственно влияет на творчест­во художника тот пласт художественной концепции, системное выраже­ние которого дает эстетика.

    Эстетика нужна и воспринимающей искусство публике. Можно, ко­нечно, читать книгу, как чичиковский Петрушка, получая удовольствие от самого процесса складывания букв в слова, можно увлекаться занима­тельностью сюжета. Но только теоретически развитому сознанию рас­крываются глубины произведения, существо образной мысли художни­ка. Воспитатель такого восприятия искусства—эстетика. Искусство до­ставляет одно из высших духовных переживаний —эстетическое на­слаждение. Это о нем говорил Пушкин: «Над вымыслом слезами оболь­юсь», «гармонией упьюсь». Но полное и глубокое наслаждение искусст­вом невозможно без художественной образованности, а последняя — без эстетики.

    Перед человеком в повседневной жизни возникают теоретические вопросы и когда он пытается объяснить, чем ему понравился фильм, и когда он восторгается поступками героя на сцене, и когда он решает какой костюм ему идет.

    –Ты меня не слушаешь! – вдруг сказал он.

    И, правда – мысли мои витали неизвестно где. Мне хотелось бы, чтобы со мной рядом был человек, в присутствии которого моё сердце билось бы ровно и мерно, человек, рядом с которым мне было бы спокойно, потому что я не боялась бы на следующий день потерять его. И время бы тогда текло медленнее, и мы могли бы просто молчать, зная, что для разговоров у нас впереди ещё целая жизнь. И мне не надо было бы принимать трудные решения, ломать голову над серьёзными вопросами.

    –Я читаю по твоим глазам. И сердце твоё для меня – открытая книга. Ты будешь пылко и страстно любить. И страдать.

    -Я?

    -Ты знаешь, о ком я говорю! Я видел, как он смотрел на тебя! Он любит тебя. Ведь я его хорошо знаю. Потому я и позвал тебя с собой! Он – значителен и важен. Он, хоть и болтает ерунду, по крайнеё мере признаёт, что ты ему не безразлична. Нельзя допустить, что бы он пропал. Помоги ему.

    -Экстрасенс какой-то!

    -Я просто знаю.

    -Ты сам не знаешь, что говоришь! Ты запутался в своих проблемах и фантазиях!

    Он опустился передо мной на колени. Хотел посмотреть мне в глаза, но я отвернулась, заставив тем самым смотреть на лицо, на щеке которого красовался огромный след от ладони.

    –Но я могла бы поехать с ними, жить с ним и его братом. Я могла бы. Я просто могла бы быть рядом. Помогать, чем надо.

    Могла бы - повторила она, – Никогда не сумеем мы понять значение этих слов. Потому что в каждое из мгновений нашей жизни может произойти что-то - может произойти, но не происходит. Существуют волшебные мгновения, но они остаются и проходят неузнанными, и тут внезапно рука судьбы меняет наш мир. Вот именно так и в нашем случае.

    -Однако в жизни есть вещи, которые, с какой стороны на них не смотри, всегда остаются неизменными – и имеют ценность для всех людей. Любовь, например.

    Она увидела, что выражение моих глаз изменилось и тогда решила продолжить.

    -Мне кажется, если ты уверена, что вам не быть вместе, ты не должна скрывать этого. Если ты действительно любишь его, ты должна радоваться, тому, что есть у него и у тебя. Когда вы были вмести. Но ведь пока вы рядом – и это уже ценность. Я горько заплакала.

    И тогда её охватил глубокий покой, и она вновь взглянула на звёздное небо с полумесяцем в её любимой растущей четверти, наполнявшим мягким светом всё вокруг. К ней вновь пришло ощущение, что Бесконечность и Вечность идут рука об руку, и, стоит лишь всмотреться в одну из них – безграничную Вселенную, - что бы заметить присутствие другой Вселенной – Времени, которое никогда не заканчивается, никогда не проходит, неизменно пребывая в Настоящем, где и хранятся все тайны бытия. Ненависть, захлестнувшая её, была такой сильной и глубокой, что теперь в сердце не осталось никакой затаённой злобы. Она дала, наконец, выход всем отрицательным эмоциям, которые годами копились в её душе. Она действительно прочувствовала их, так что теперь они уже не были нужны и могли уйти.

    Иногда я иду, а куда - не вижу.

    Иногда я говорю, а что - не слышу.

    Иногда я бываю не права, но всегда признаю это.

    И как всегда, я вижу один и тот же сладкий сон, когда у нас с тобой все нормально. Я не говорю замечательно, так бывает только в сопливых фильмах, а нормально. Когда нет лжи, измен и ссор, которые провоцируют расставание и расстояние.

    Давно это было, когда ты стал оддаляться от меня, хотя постоянно твердил, что ты рядом, не только физически, но и духовно.

    Опять ложь…

    И вот сидишь и думаешь.. а действительно правда? Действительно другая? И хочется не мучить себя и отказаться от всего: от того, что связывает твою с ним жизнь и пропасть, жалеть, обижаться, терпеть боль, в надежде, что тебе станет легче дышать. Но потом, дышать одной, совсем без него. И жить без него. И делать все, что делала раньше, но только без него.

    Да ладно, еще немного потерплю, но это уже в последний раз!

    И каждый раз так. Каждый последний раз никогда не наступает!!

    COCAINELUSCIOUS

    Самые популярные посты

    44

    Методы фонетических исследований Артикуляционный аспект: самонаблюдение ( интроспекция ) палатографирование линг...

    6

    Осень

    Я дал разъехаться домашним, Все близкие давно в разброде, И одиночеством всегдашним Полно все в сердце и природе. И вот я здесь с...

    5

    -Однако в жизни есть вещи, которые, с какой стороны на них не смотри, всегда остаются неизменными – и имеют ценность для всех людей...

    5

    –Я читаю по твоим глазам. И сердце твоё для меня – открытая книга. Ты будешь пылко и страстно любить. И страдать. -Я? -Ты...

    5

    –Ты меня не слушаешь! – вдруг сказал он. И, правда – мысли мои витали неизвестно где. Мне хотелось бы, чтобы со мной ...

    5

    В общественном транспорте

    Уступая место женщине, галантный мужчина притрагивается к шляпе, затем он встает как можно дальше от нее и не смотрит в ее сторону. Никто...