10 июня 2012 года в10.06.2012 22:07 4 0 10 1

КОЕ ЧТО ОБ ЭСТЕТИЗМЕ

Нужна ли кому-нибудь эстетика… кроме ученых-эстетиков? Зачем она художнику? Как мольеровский Журден всю жизнь, сам того не ведая, говорил прозой, так и художник соблюдает в процессе творчества законы эстетики, даже если думает, что творит только по велению души. Творческий поиск, не подкрепленный теоретическим обобщением худо­жественной практики, часто не результативен. Когда художник встречает­ся со сложной творческой задачей, хочет оценить собственную деятель­ность, ищет выход из творческого кризиса, ему трудно руководствоваться только интуицией — на помощь приходит эстетика. Творчество и его ос­мысление идут рука об руку. Аристофан, Леонардо да Винчи, Шекспир, Гете, Шиллер, Пушкин, Толстой, Достоевский и великие мастера, и вели­кие исследователи тайн искусства.

Поэт Пиндар не уважал ученых стихотворцев и противопоставлял им поэта «милостью божьей», а философ Платон считал необходимым соче­тание природных способностей с тренировкой и изучением теории. Согласно же Псевдолонгину — автору трактата «О возвышенном» успех ху­дожника обусловлен «силой дарования» и «знанием правил»; высокое ис­кусство невозможно без теории, помогающей избежать ошибок и совер­шенствующей мастерство.

Эстетика — и прямо, и опосредованно влияет на творчество, подкреп­ляя дар знанием. Но этим значение эстетики для художника не исчерпыва­ется. Поэту необходима художественная концепция мира. Она — не запас накопленных художником философских знаний, она рождается в самой жизни из наблюдений над природой и обществом, из усвоения культуры человечества, из активного отношения к миру. Художественная концеп­ция направляет талант и мастерство, в свою очередь формируясь под их воздействием, она определяет особенности видения мира, отбор жизнен­ного материала. При этом наиболее непосредственно влияет на творчест­во художника тот пласт художественной концепции, системное выраже­ние которого дает эстетика.

Эстетика нужна и воспринимающей искусство публике. Можно, ко­нечно, читать книгу, как чичиковский Петрушка, получая удовольствие от самого процесса складывания букв в слова, можно увлекаться занима­тельностью сюжета. Но только теоретически развитому сознанию рас­крываются глубины произведения, существо образной мысли художни­ка. Воспитатель такого восприятия искусства—эстетика. Искусство до­ставляет одно из высших духовных переживаний —эстетическое на­слаждение. Это о нем говорил Пушкин: «Над вымыслом слезами оболь­юсь», «гармонией упьюсь». Но полное и глубокое наслаждение искусст­вом невозможно без художественной образованности, а последняя — без эстетики.

Перед человеком в повседневной жизни возникают теоретические вопросы и когда он пытается объяснить, чем ему понравился фильм, и когда он восторгается поступками героя на сцене, и когда он решает какой костюм ему идет.

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

COCAINELUSCIOUS — cocaine_luscious

44

Методы фонетических исследований Артикуляционный аспект: самонаблюдение ( интроспекция ) палатографирование линг...

5

Фонетика

Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός —...

6

Осень

Я дал разъехаться домашним, Все близкие давно в разброде, И одиночеством всегдашним Полно все в сердце и природе. И вот я здесь с...

5

В общественном транспорте

Уступая место женщине, галантный мужчина притрагивается к шляпе, затем он встает как можно дальше от нее и не смотрит в ее сторону. Никто...

4

и вот уже, который день без тебя… странно, больно, жутко…но я все еще помню твои слова: « Как бы мы не поссорились, я...

4

Исключительные способности и таланты идиотов-гениев

Из одной научно-популярной книги в другую кочует утверждение: человек использует лишь около 1/10 части нейронов своего мозга, а вот если ...