@snowboarding
SNOWBOARDING
OFFLINE

World Snowboarding - It's are wild world

Дата регистрации: 10 июля 2011 года

http://jamalbbcrew.blogspot.com/

- когда ты на доске: ты наслаждаешься катанием, развлекаешься с друзьями, знакомишься с другими райдерами, ни каких забот и хлопот. ты просто делаешь то, что тебе нравиться.
учишься новому, обретаешь опыт, преобретаешь стиль и частоту движений. все эти прыжки и прочие прикалюшки, это своего рода физика.
сноуборд предает тебе смелости и чувство полёта, радости после тчательной тренеровки долгожданного выполненного трюка, раскованности и уверенности в себе. это море эмоций, от катания и проведенного время с друзьями.
ты не о чем не думаешь, это позволяет тебе отвлечься от всей житейской суеты и серых скучных будней.
это целый мир в котором мы все одна семья, и не важно откуда ты и какой национальности. мы все одна большая больная семья. у нас у всех одна и таже доска под ногами, и таже красная кровь внутри.

В сезоне 1997-98 гг. число любителей сноуборда в США перевалило за 4 миллионаи он остается самым интенсивно растущим спортом (за сезон 98-99 год прирост составил 33%) Сноубординг больше не ассоциируется с приходом новых людей. Небольшой приток молодых людей обязателен и имеется ежегодно, но все больше меняется демографическая структура в сноубординге. Рассасывается границы « мы-они » с горнолыжниками. У обычного отдыхающего горнолыжника гораздо меньше времени на склоне, тогда как сноуборд интересней и катающиеся на нем проводят на склонах больше времени с большей пользой. В будущем сноубординг ждет только успех. C 1998 (Олимпиады в Нагано) сноуборд признан олимпийским видом спорта. Как известно, наши спортсмены в нем не участвовали не прошли олимпийский отбор. Дело в том, что в этом виде спорта сейчас уже существует две федерации: Любительская и Профессиональная. Так вот конкуренты на период Олимпиады объединились и “распилили” снежный склон пополам: в каждой дисциплине на старт допускалось лишь по 15 спортсменов от каждой федерации. В число 15 любителей наши пока не входят. В профессионалах вообще никого нет.

Впрочем, большинству болельщиков довольно зрелищные соревнования сноубордистов запомнились не столько борьбой за медали, а…допинговым скандалом вокруг канадского участника. У него в результате допингтеста была обнаружена марихуана. Но президент МОК Самаранч решил это, разрастающееся как снежный ком, дело быстро замять. Почему? Одна из версий звучит довольно интересно: сноуборд не что иное, как новая молодежная “ тусовка ” в горах. А какой же “снежный хиппи” без сигареты с “травкой” в зубах …С такими аргументами категорически не соглашаются японские эксперты. Помимо чисто моральных аргументов о несовместимости спорта и наркотиков, они приводят и специальные выкладки. Известный исследователь допингов профессор Токийского университета Сигзаки Муто, например, заявляет, что марихуана вполне может сыграть особую роль в сноубординге, который отличается повышенным риском и требует от спортсмена умения перешагнуть через “барьер” страха. “Марихуана искусственно снимает беспокойство и напряжение, создает специфический синдром “человека, которому море по колено”, - утверждает эксперт, – Именно поэтому ее в полной мере можно считать допингом, ставящим других спортсменов в неравные условия”. Напомним, что на Олимпиаде в Нагано были розыграны четыре комплекта медалей: слалом-гигант и хаф-пайп у мужчин и женщин. По прогнозам специалистов, на грядущей Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити могут появиться новые дисциплины параллельный слалом и бордеркросс.

Стоит остановиться на истории одной из дисциплин сноуборда – ХалфПайп. Поиски истоков халфпайпа уводят нас в прошлое, в те времена, когда скейтеры и сноубордисты лишь мечтали о скольжении по волнам, доступном серферам. Океанская волна с ее мощью и совершенством формы была предтечей халфпайпа. Подвижность воды нашла отражение в форме гидротехнических сооружений. Трубы, дамбы, бассейны и каналы лишены острых граней, подверженных ее разрушительному действию. К 1975 году скейтеры перебрались с наклонных плоских улиц в текучие линии каналов и бассейнов, продолжая, тем не менее, поиски совершенных изгибов. Они нашли их в трубе. Так халфпайп стал самым популярным элементом скейт-парков середины семидесятых, подарив скейтерам движение по волне – благодаря максимальному упрощению формы осушенного бассейна. Когда в конце семидесятых скейтеры и серферы начали осваивать сноуборд, они занялись поисками рельефа, который дал бы им знакомые ощущения. Благодаря действию ветра, воды и гравитации плавные перегибы весьма распространены в природе. Заснеженные долины рек, выглядящие почти как замерзшие волны или дренажные каналы, не могли не привлечь внимания сноубордеров. В 1978 году калифорнийские горнолыжные курорты в районе озера Тахо не реализовали потенциал сноубординга, закрыв свои склоны для сноубордистов. Те, в свою очередь, тратили свободное время на поиски хороших мест для катания.

”Тогда не у каждого студента была машина – поэтому нам было нужно место для катания неподалеку” – вспоминает 29-летний житель Тахо Боб Кляйн. Друг Кляйна Марк Анолик, прогуливаясь в 1979 году в округе Тахо-Сити, набрел на великолепное местечко, принадлежащее Tahoe-Truckee Sanitation Company. Это была просто городская свалка. Ни кто не был уверен, что под снегом – излучина реки или обрывистая насыпь. Но здесь был въезд и пара пригорков- то, что искали пионеры сноуборда. Слухи о трубе быстро распространились и в ближайшие дни на новом месте начали кататься Марк, Боб Кляйн, Аллен Эмбристер и Терри Кидуэлл. Друзья назвали это место Тахо Сити Пайп. С начала 1980 года, благодаря работнику местной телефонной компании и страстному скейтеру Майку Чантри, о трубе узнал мир скейтеров. “Майк взял меня туда чуть ли не с завязанными глазами, так как Боб не хотел огласки” – вспоминает Том Симс. “Это обижало других ребят, ведь из огромного количества бордеров всего мира лишь единицы катались в Тахо Сити Пайп.” В течение следующих нескольких лет трубу начали посещать про-скейтеры Роб Роскопп, Стив Кабальеро, Скотт Фосс. Ленсмен из Thrasher magazine, а позже International Snowboard Magazine немного опоздал – не в трубу, конечно, но в компанию. По сегодняшним стандартам Тахо Сити Пайп не являлся в полной мере халфпайпом. “Труба сама по себе имела только одну кромку” – говорит Чантри – “Чтобы привести ее в порядок приходилось помахать лопатой”. Это не останавливало Терри и Аллена. “Уж если Кидуэлл и Эмбристер влезали в трубу – она принимала нужную форму. Они дольше строили, чем катались”- вспоминает Боб Кляйн. В то же время, идея постройки халфпайпа для сноуборда по размерам халфпайпа для скейта оказалась нереальной. Кроме того, само оборудование для сноуборда в начале 80-х не способствовало прогрессу в этой области. “Мы были на досках с креплениями на резинках и максимум на что мы рассчитывали – скатиться с одной стены и въехать на другую “- объясняет Боб – “О прыжках не могло быть и речи”. Кейт Киммель приехал из Берлингтона, Вермонт в конце 1983 года. Том Симс дал ему телефон Майка Чантри. Майк показал Кейту трубу. “Она была всего в половине квартала ходьбы от моего дома, и я проводил там все свое время ”- говорит Кейт – “ Я познакомился с Терри и Алленом, и мы стали планировать наши совместные занятия”. Прошло немного времени и фото Кейта, штурмующего Тахо Сити Пайп, украсило обложку первого номера журнала Absolutely Radical.

Приблизительно в 1982 году Эдди Харгрейвс и его брат Кэри начали кататься на естественном квотерпайпе через дорогу от курортного местечка Шугар Баул, рядом с Калифорния’с Доннер Саммит. Джоэл Гомес, сегодня владеющий магазином Sessions Snowboard Shop и Майк Чантри, работавшие тогда инструкторами по сноуборду на Сода Спрингс, частенько туда заезжали. Дэмиан Сандерс и Шон Палмер тоже часто бывали здесь. Оба в то время катались за Avalanche Snowboards. “ Стартовая стена представляла собой длинный спуск” – поясняет Кейт Киммель – « Если Тахо Сити Пайп ограничивал возможности разгона и нам приходилось надстраивать стену, чтобы получить прибавку в скорости, то на Доннер Халфпайп вы могли забраться так высоко, как вам хотелось.” Все эти пригорки, называемые райдерами трубами, были лишь немного измененными формами естественного рельефа. Так было до 1983 года, когда Том Симс организовал первый Мировой Чемпионат в Сода Спрингс, Калифорния, где был построен искусственный халфпайп. Это были первые соревнования по сноуборду в халфпайпе. ”Я привлек Чантри чтобы убедить руководство Сода Спрингс построить халфпайп”- говорит Том Симс. “Они построили трубу, но не все было так хорошо. Я был ужасно разочарован. Команда Burton Team объявила нашим соревнованиям бойкот, считая халфпайп дисциплиной, не нужной сноубордингу.”

Понятно, что эти первые соревнования были очень важны для Джейка Карпентера и Тома Симса. Это была битва между скейтерами Западного и сноусерферами Восточного Побережья. Райдеры Симса отдали три года тренировкам в пайпе, а райдеры Бертона были мастерами в скоростном спуске. Стоило им оказаться вместе, как между ними начинали проскакивать искры.

«Пайп был отвратительным », говорит Кейт Киммель, не имевший тогда возможности оплатить регистрационный сбор. “Две примитивные снежные насыпи высотой не более четырех футов”. Райдеры, в течение трех лет занимавшиеся формированием стен своей трубы, безусловно знали, чего они хотят. Гораздо труднее было добиться понимания персонала курорта. Пайп в Сода Спрингс был построен высоко на горе, где склон был слишком крут и бордеры постоянно боролись со скоростью. Однако, пусть это и не был халфпайп всеобщей мечты – это была отправная точка. Идея постройки удобного пайпа с помощью техники занимала мысли уже не одного человека. В 1984 и 1985 годах Сода Спринг перенес трубу ниже по склону, где уклон был меньшим, и райдеры начали прыгать. Благодаря успеху этого пайпа строительство трубы начинают в Слайд Маунтин, Невада, курорте на восточной стороне озера Тахо.

С 1986 года, когда Мировой Чемпионат перенесли в Брекенридж, Колорадо, дела пошли на лад. Дейв Элден с помощью своего отца Пола убедил руководство курорта Брекенридж помочь ему в постройке трубы. Служащие курорта даже не понимали, что они строят. “ Нам с Дейвом пришлось убеждать руководство курорта, что халфпайп не является скоростной дисциплиной “- вспоминает Фрэнк Ричардс, сегодня маркетинг-менеджер TransWorld SNOWboarding Magazine. “ Они считали, что это альпийский вид спорта и хотели, чтобы мы одевали шлемы”. Пайп, построенный в Брекенридже Дейвом Элденом, был коротким и широким. Его длина была около 150 футов, ширина – 60 футов, стены имели высоту 4 фута и не были вертикальными – и он был намного удачнее пайпа в Сода Спрингс. Брекенридж, таким образом, выпустил вихрь увлечения пайпом в Колорадо. Там в эти годы были построены еще две трубы – одна в Берфауд Пасс, вторая в Вольф Крик для соревнований, организованных Майком Майнардом для Southwest Snowsurfers Association. Однако ни один курорт не строил постоянных халфпайпов – все они строились лишь для соревнований. Для Чемпионата 1987 года пайп был перенесен с 8-го склона Брекенриджа на 9-й, где оставался и в последующие 6 лет. Почти общепризнанно, что лучшим халфпайпом Брекенриджа за всю его сноубордическую историю был именно пайп 1987 года. Он имел около 200 футов длины, 40 футов ширины, почти вертикальные 6-футовые стенки с 4-футовыми площадками наверху, ” и дерево внизу справа, которое Роб Морроу протаранил во время своего выступления”, добавляет Тина Бэсич. Этот халфпайп оставили для желающих кататься, и он стал первым постоянным пайпом на горнолыжных курортах. С 1988 года халфпайп превратился в магнит для масс-медиа. Журналы, телевидение – все хотели рассказать о том “ как эти дикие бордеры катаются в снежных халфпайпах. ” В это время и на других курортах поняли, что для привлечения сноубордистов необходимо строить пайпы.

Весной 1988 года Джейк Бертон решил, что после 6 лет проведения Открытого Чемпионата США по сноубордингу в Стрэттоне в его программу, наконец, пора включить халфпайп, который немедленно превратился в важнейшую часть соревнований. Позже, летом 1988 года, решение о строительстве постоянных халфпайпов принимают также Сноу Саммит и Джун Маунтин в Калифорнии и Уотервиль Вэлли. Нью Хемпшир. Все три курорта отстраивают насыпи пайпов из грунта, расчитывая покрыть их плотным снегом в зимний период. Идея выглядит удачной. Сноу Саммит пользуется чертежами, предоставленными Томом Симсом. Эрик Уэбстер в компании местных райдеров и внука владельцев Маммот Маунтин Ронни МакКоя помогает на Джун Маунтин и Уотервиль Вэлли.

Однако, с приходом зимы казавшаяся такой удачной идея “ грунтового пайпа” показала свою невысокую функциональность. Снега было достаточно – 2-3 фута в течение всего сезона, однако его уплотнение и формирование представляли проблему для водителей ратраков, знавших, что под снегом грунтовая насыпь. Невольно они своими ножами срезали кое-где слой снега до земли. Днем грунт разогревался на солнце и снег в этих местах подтаивал, а ночью замерзал, образуя на стенах ледяные потеки. Свои проблемы были в Джун Маунтин. Материалом для стен пайпа здесь послужили сложенные стопами тюки сена. Неожиданно, прямо во время проведения соревнований О п Про 1989, сено самовоспламенилось и начало тлеть под снегом. Дым выбивался через черные проталины. Фотограф Бад Фосетт провалился по колено, снимая соревнования. Соревнования прошли, не смотря ни на что. В Колорадо Брекенридж продолжал строительство старым способом – сгребая ратраками длинный снежный вал и пробивая в нем затем трубу от середины к краям, с последующей формовкой стен лопатами. В 1989 году журнал TransWorld SNOWboarding назвал этот халфпайп “лучшим пайпом года”. Он имел 300 футов длины, 40 ширины и две большие площадки наверху. В Стрэттоне снежный мастер по пайпам Л ил Блейздэл изготовил специальный совок для ратрака и курорт стал заметен в мире сноуборда. Но о проведении соревнований задумались и на других курортах, иногда крошечных, как Тироль Бэсин недалеко от Медисона, Висконсин. В 1991 году в Русуцу Рисорт, в Японии прошли соревнования в ранге Кубка Мира – Victoria Japan Snowboard. В 1990 году, имея в своем распоряжении почти ровное поле с двумя подъемниками, Дон МакКей, главный менеджер Тироль Бэсин, решает построить лучший в мире халфпайп. Вместе с горным инженером Дейвом Роджерсом они строят 400-футовый пайп, полностью соответствующий стандартам Мирового Кубка. Райдеры Дейл Реберг, Нэйт Коул, Джейк Блаттнер и Джо Кертис расхваливали его всем, но им мало кто верил. Мир открыл это секретное местечко только в июне 1993-го, когда там прошли первые соревнования. Пайп в Русуцу идеально соответствовал требованиям Кубка. “Снег там был грязноват”, говорит Джими Скотт. “Но это был один из лучших халфпайпов, на которых мне приходилось кататься”.

Строители Русуцу использовали геодезические инструменты и специальные ковши для ратраков, чтобы построить пайп в точном соответствии с размерами, опубликованными в Правилах Международной Федерации Сноубординга. Им пришлось подвозить снег с прилежащих склонов, но пайп получился на славу, правда, был немнож ко коричневат. Так Русуцу и Тироль Бэсин показали, что если курорт поддерживает строительство пайпа, отличная труба может появиться везде, где есть хоть немного снега. В 1991 году началась эпоха механизации строительства пайпов. Сельский механик из К олорадо Дуг Уоуг представил свой Pipe Dragon. Машина имела специально разработанный наклонный изогнутый скребок. Буксируемая ратраком, она формировала абсолютно гладкие стенки пайпа. “Дракон” был принят на вооружение в Вейле, Элдоре, Сноумассе, Уоттермилке и Коппер Маунтин, позволив небольшим курортам справиться со строительством халфпайпов. Однако у него был недостаток – ограниченность регулировок не позволяла увеличивать радиус кривизны стенок, который был маловат для выполнения эффективных прыжков. “Это было похоже на катание на мелкой стороне бассейна”, говорит экс-чемпион мира по пайпу Джефф Браши. После 1991 года интерес к пайпу начал падать. Были тому причиной отвратительно сконструированные пайпы Professional Snowboard Tour of America, или часто необъективное судейство, но многие бордеры забросили пайп и занялись трюками на столах для пикника, ящиках и скольжениями по перилам. Это было начало нашествия the New School. Джими Скотт, победитель Кубка Мира ISF 1993 года по халфпайпу, уверен, что это произошло по вине курортов, плохо следивших за состоянием пайпов, а не из-за отсутствия у бордеров желания кататься в трубе. “Я знаю, что имей мы качественные, прочные пайпы, нашлось бы очень много желающих покататься”, говорит Джими. “Все, с кем я катаюсь, говорят, что пайпы хреновые ”, говорит Джефф Браши. “Но я не думаю, что с пайпом покончено. Это не скейт. Там вы встаете на доску и разучиваете новую сотню уличных трюков. Но когда вы не в трубе со своим сноубордом – все, что вы можете делать, это больше крутиться.” Джефф и Джими полагают, что если развивается вертикальный сноубординг, то и площадки для этого вида спорта должны развиваться вместе с ним. Безусловно, лучшие райдеры мира могут ездить в любой трубе, но в хорошем пайпе ваши возможности ограничивает лишь небо. Большинство сноубордистов говорят, что с большой охотой катались бы на хороших пайпах, если бы курорты их строили. Халфпайпу уже 10 лет и, как сказал Джефф Браши, он не хочет уходить. Но для этого необходимо, чтобы курорты поверили в работоспособность пайпов. Курорты делают деньги и если они поймут, что хороший халфпайп будет приносить доход – они его построят.

История сноуборда - это классический пример реализации американской мечты. А еще это идеальный пример работы маркетологов, работы как ошибочной, так и невероятно успешной. Историю сноуборда изучают студенты американских университетов! Началось все в 1929 году, когда австриец Джек Буртшеет вырезал доску из фанеры, прикрепил ее к ногам конскими вожжами. Правда спустился он с горы или нет, остается неизвестным. А если быть честным - родословную сноуборда следует вести очень издалека. Родиной экстремально-досочных развлечений справедливо считать Гаваи. Именно здесь, появилась доска - прародительница всех современных спортивных досок. "Хее-налу", по-гавайски, или "серф" - по-нашему - так называлась доска для катания по волнам. Согласно наскальным изображениям в пятом столетии от рождества христова местные аборигены уже умели извлекать удовольствие из досок. Да и вообще, не было тогда во всем мире другого места, где люди бы так любили рисковать. Любимейшим среди адреналиновых развлечений была "холуа" - скольжение на санях по клонам гор, но только без снега. Чтобы совершить такой головокружительный спуск, полинезийцы сооружали из каменных плит трассы, простиравшиеся на несколько сот метров. Поэтому, можно смело утверждать, что страсть к риску - одна из исконных эмоциональных потребностей человека. Ну а если быть точным, то реальная история сноуборда насчитывает от силы три десятелетия. Прообраз современного сноуборда появился в 1965 г. Любящий отец заметил, как дочка пытается стоя на санках скатиться с горы. Шерман Поппен, инженер-конструктор газового оборудования и серфингист, а это был именно он, отправился в гараж, нашел детские горные лыжи, сцепил их вместе, положил на них резиновый коврик и прикрепил к переду веревку - "для управления". О великом будущем он совершенно не задумывался, когда на Рождество решил порадовать своих детишек новой забавой. Так впервые была реализована простая идея - дать человеку возможность скользить по снегу боком, как это делали серферы на волнах и скейтбордисты на асфальте. Жена Поппена даже придумала снаряду название - снёрф, от слов снег и сёрф. Игрушка имела успех у местной детворы, и Шерману пришлось повторить манипуляции с лыжами для соседских ребятишек. Глядя на игры детей, он подумал и о родителях. И отправился в Гудвилл, где оторванные ребята торговали травкой и катались летом на водных лыжах. Он купил у них старое оборудование, и заснеженные песчаные дюны побережья стали первым местом катания на водной монолыже по снегу. Шерм смастерил кое-какой инструмент и стал экспериментировать с канавками на нижней поверхности лыж, ведь тогда все лыжи имели такие канавки. Так получился настоящий снёрф - довольно длинный и тяжелый. А так как кромки снаряда постоянно стачивались, пришлось укреплять их полосками металла. С тех пор кант действительно стал держать. Именно Поппен впоследствии организовал первое серийное производство снерфов, продавая их по 15 долл. за штуку. Идея была запатентована. Так что было время, когда Шерман Поппен имел авторские права на любое приспособление для спуска, оснащенное кантом! Впрочем, он никогда не поднимал этот вопрос - ни когда кант стали использовать Rossignol и Kneissl, ни позже, когда горнолыжное оборудование без канта просто исчезло с рынка. В промышленном варианте снёрф, представлявший собой формованную доску из ламинированной многослойной фанеры с рифлеными площадками для ног, раздвоенным хвостом и веревкой на носу (никаких креплений!) стал бестселлером - доски продавались сотнями тысяч. Чтобы было легче поворачивать, в задней части борда имелся киль как у сюрфборда. Управление снарядом было весьма проблематичным, падения - скорее нормой, чем исключением, но число поклонников росло. Был ли Поппен единственным человеком, почувствовавшим широкие возможности снежной доски? Нет, свои попытки создания такого снаряда предпринимал еще один американец - Том Симс, имевший опыт производства скейтбордов. Свой первый сноуборд он сделал еще в 1963 году. Первое время он пытался использовать доску от скейтбоарда (она имела подходящую форму, загнутые концы). В то время многие люди не воспринимали сноуборд серьезно, считая затею идиотской, и не предполагая, что через некоторое время сноуборд станет очень популярным. Несмотря ни на, что Том продолжает усовершенствовать свою "игрушку" и вскоре начинает производить и продавать SIMS Snowboards. В 1966г. Snurfer дебютировал в качестве первого промышленно производимого сноуборда. Как гласила первая реклама "Катание на Snurfer'е классическая зимняя альтернатива. Настоящая сенсация в зимнем спортивном инвентаре. Новая перспектива получить кайф от катания с гор". За последующие десять лет через магазины детских и спортивных товаров было продано несколько сотен тысяч Snurfer'ов.

В 1968 году, 18 февраля, на горнолыжном курорте Блокхаус Хилл в Маскегоне, Мичиган, прошли первые в истории соревнования в новом виде спорта - тогда еще снёрфе. Спортсмены спускались по прямой, соревнуясь на скорость. Но главное соревнование началось между производителями оборудования. Brunswick создал отделение Jem, единственным направлением деятельности которого стал снёрф. Но и это не спасло корпорацию от гибели - рынок не простил ее руководителям грубых маркетинговых просчетов. Мощные рекламные мероприятия не подкреплялись увеличением объемов производства, полностью отсутствовали возможности обучения. Сложность катания отпугивала новых покупателей, бум пошел на спад. На рынке активизировались конкуренты - конструктивно очень близкие к снёрфу продукты вышли под торговыми марками Winterstick и Skiboard. И все же, развитие было минимальным. По-прежнему проводились соревнования, по-прежнему у снежной доски были верные поклонники, но для всего остального мира - и, особенно, для горнолыжников - снёрф оставался все той же рождественской забавой.

К концу 60-х изменилась форма доски - борд принял привычный (искривленный к центру) вид. Это сделал Майк Олсон (Mike Olson) из Gnu and Lib Tech boards. Это стало важным усовершенствованием в дизайне сноуборда. К сноуборду уже не относятся как к игрушке. Поначалу сноуборды в основном приобретают сёрферы и скейтбордеры, в основном эта группа и дала толчок к развитию сноуборда.

В 1969г. очертаниями доски для серфинга вдохновился Боб Уэбер - Skiboard. Упор на место для ног привел Уэбера к мысли о креплениях - следующий этап в эволюции сноуборда.

В начале 70-х сноубордисты пожинали плоды своих удач. Snurfer был признан повсеместно вслед за началом повального увлечения скейтбордом. Winterstick попал в журнал Powder и Newsweek.

Пика своей эволюции сноуборд достиг снова только в 1977г. В этом году Симс дебютировал со своим первым промышленно выпускаемым бордом Flying Yellow Banana ("Летающий желтый банан") из штампованного пластика с деревянным верхом от скейтборда Lonnie Toft (Лонни Тофт).

Дифферент креплений у Банана был очень невелик, т.к. Симс доверил разработку креплений другим. Первые сноубордисты пользовались креплением из двух кривых кусков пластика Sky Hooks ("Небесные крючки") или традиционным лыжным креплением для монолыжи. Спортсмены часто вставляли блоки между декой и фланцем борда для фиксации изгиба.

В том же 1977г. уроки труда одной средней школы стали базой для еще одного пионера сноубординга. Майк Олсен сделал доску из "березы и луана, горизонтально ламинированных вместе" (по словам Олсена). Он вырезал носовую часть, прикрепил старые Sky Hook'и, прикрутил какие-то металлические полосы по краям и стал ждать снега. Ничего эволюционного в этом пока не было. Это были первые шаги нового сноубордиста, который потом изменит лицо спорта своим Lib Tech и Mervin Manufacturing.

Опять же в 1977г. в Вермонт перебрался Джейк Бертон Карпентер и всерьез принялся за разработку модели на основе Snurfer - чем он собственно и занимался все 70-е гг. Его эксперименты с материалами и моделями в конце концов станут отражением большой части эволюции сноуборда до его нынешнего состояния, в т.ч. и тупиковых направлений.

Первые борды Бертона изготавливались из горизонтально ламинированного твердого клена с резиновым ковриком сверху. Они очень напоминали Snurfer за исключением длинных металлических окантовок с боков. Тогда же он организовал собственную компанию по производству снежных досок Burton, взяв за основу снёрф. Убедившись в недостатках этой модели - ценой сломанного пальца - он всерьез работал над ее улучшением, экспериментируя с размерами, формой бокового выреза и материалами. И все же, ключевым вкладом Бёртона в развитие сноуборда стали крепления - фиксация ног на доске в корне изменила ситуацию с управляемостью снежных досок. Выиграл ли Джейк те соревнования? "Конечно, ведь новая доска была легко управляема", - говорят его сотрудники и демонстрируют подтверждающую этот факт статью в газете двадцатилетней давности, которая украшает сегодня офис Бёртона. "Конечно, нет", - говорит Шерман Поппен, ведь спортсмены ехали по прямой, а доска Джейка была больше и медленнее. Трудно сказать, кто здесь прав, но ведь в каждой истории должны быть загадки…

Так или иначе, но с этого момента развитие сноуборда вошло в эволюционную фазу.

В 1978г. серфингист, плотник и дизайнер Чак Барфут работал на Симса, который вместе с Бобом Уэбером обратился к нему с просьбой построить прототип сноуборда. Этот борд основывался на комбинации предыдущих досок Уэбера и Симса, а равно и на Winterstick Дмитрие Миловича. У него был широкий "ласточкин хвост", одно крепление из резиновой ленты и полиэтиленовая скользящая поверхность. Длиной в пять с половиной футов (167см), четырнадцать дюймов шириной (36 см), с V-образным низом с желобком с каждой стороны, небольшим подъемом и гибкой фибергласовой окантовкой ручной доводки борд разрабатывался исключительно для пушистого снега. Эти сноуборды разительно отличались от Бертоновской версии для Восточного побережья США из-за различий в качестве снега - Симс проверял свои разработки в Тахо (Калифорния), а Бертон на жестком снегу Северо-Востока.

Различие в отношении к сноуборду в этих двух регионах отразилось и на эволюции дизайна. Почти сразу лагерь Бертона на Восточном Побережье зацепился за консервативную модель, а Симс на Западном предлагал спортсменам версии, навеянные серфингом и коньками, стараясь сразу раздвинуть рамки моделирования. К 1980г. несколько фирм и множество энтузиастов экспериментировало в области разработки сноубордов. Хотя сноуборд получил признание в качестве достойной альтернативы горным лыжам, горнолыжные курорты стойко держались. Основное влияние на сноуборд по-прежнему оказывали серфы. Основная масса сноубордов представляла собой пенопласт в стекловолокне, с окантовкой, V-образным основанием с желобками. Говоря по правде, это были модели скорее для воды, чем для снега, но пришло время полностью переменить дизайн сноуборда и поклонники катания на снежных волнах сделали это под влиянием коньков.

Все основные элементы снаряда были изобретены и дело было только за их совершенствованием. Джейк Бёртон не повторил ошибок производителей снёрфа. Он делал небольшие, но очень уверенные шаги вперед, заручился поддержкой нескольких горнолыжных курортов и магазинов, вел дела очень осторожно, нанимая помощников только по необходимости и разместив производство прямо в своем доме. "Доски делались в сарае, столовая была офисом, на втором этаже был склад, а гостиная стала демонстрационным залом. Звонки покупателей раздавались в моей спальне далеко заполночь, и я отвечал." Так описывает первые шаги своего бизнеса сам Джейк. Это продолжалось до 1983 года, когда Бёртон женился. Неуклонный рост производства позволил привлечь кредиты, как от банков, так и от частных лиц - например, в финансировании приняла участие семья жены Джейка Донны. Фирма росла стремительно, вместе с интересом покупателей к сноуборду. А почему сноуборду, а не снёрфу? Дело в том, что Шерман Поппен был крайне недоволен, узнав, что для нового продукта используется запатентованное им название и обратился к Джейку с соответствующим официальным письмом. Окажись он тогда чуть дальновиднее - и на Олимпиаде проводились бы соревнования по снёрфу, а все мы до сих пор были бы снёрферами. Но доски под маркой Бёртон стали называться сноубордами и конструктивно аналогичные творения конкурентов все без сомнения стали называть точно также.

К 1980 году сноубординг уже имел статус общенационального увлечения. Несколько журналов, увлекающихся серфингом и коньками, стали печатать статьи о сноубординге и оборудовании для него. К 1986г. произошел всплеск популярности сноуборда. Родилась современная индустрия сноубординга. Организованная конкуренция, новые и заимствованные материалы, инновационные разработки и отдельные новаторы придали всему этому большое ускорение.

Первые официальные соревнования по сноубордингу прошли на курорте Ски Купер в г.Ледвилль (Колорадо). Этот съезд выдающихся мастеров катания на сноуборде и представителей фирм стал катализатором множества полезных идей. Возможно именно здесь впервые сноубордисты получили право воспользоваться подъемниками. Однако важнее всего было то, что "появилась арена для будущих соревнований", как сказал один из первых участников Джефф Грелл.

Тем временем Пол Грейвс вел подготовку к первому общенациональному состязанию по сноуборду. Грейвс стоял практически у истоков промышленного выпуска Snurfer'а и считается отцом любительских соревнований по сноубордингу. Соревнования на Snurfer'е устраивались еще в 1968г. и были по-своему очень серьезными, но стоит упомянуть о двух событиях, имевших место на соревнованиях Snurfer 1979: Джейк Бертон Карпентер появился на своем варианте Snurfer'а - одном из своих первых сноубордов. Это было также первое соревнование по сноуборду с привлечением коммерческих спонсоров и национальным освещением в средствах массовой информации. Грейвс понял важность этих двух моментов как факторов организации более крупных состязаний и следующие два года отдал продвижению идеи нового крупного национального соревнования по этому виду спорта.

Первый Национальный чемпионат по сноусерфингу проводился в феврале 1981 г. недалеко от Вудстока, штат Вермонт на лыжном курорте Суисайд Сикс. Впервые участники соревнований со всей страны, включая Джейка Бертона Карпентера и Тома Симса, состязались друг с другом в четко оговоренных дисциплинах и временных рамках.

Основным этапом был спуск под названием Фейс (лицо), вызывающий страх у большинства катающихся одним только видом. Так как навык спуска был еще далек от совершенства и доски не особо хорошо слушались своих хозяев, главной целью было уцелеть. В 1983г. за организацию чемпионата взялся Бертон. Он переместил его в Страттон в том же Вермонте и переименовал в Национальный чемпионат по сноубордингу.

Вскоре после того Том Симс вернулся в Калифорнию и представил публике Всемирный чемпионат по сноубордингу на лыжном курорте Сода-Спрингз на озере Тахо. Городская свалка Тахо-Сити была местом рождения халфпайпа, а поэтому было естественно, что соревнования пройдут именно здесь. К тому моменту имелось два национальных чемпионата - на Восточном побережье у Бертона, и на Западном у Симса, и один мировой. Появилось соперничество компаний, положительно отразившееся на состязаниях и конструкциях досок. Это здоровое соревнование толкнуло развитие сноуборда в нужном направлении.

Гонка велась на предмет раздвижения границ дизайна доски. Winterstick уже в середине 70-х делал борды с основанием Р-tex. Бертон использовал Р-tex для прототипа в 1980г., но предложил их к промышленному использованию только к 83-84 гг. Но и тогда они были доступны только в модели Competition Performer. Это был первый из дизайн-концептов и материалов, заимствованных у индустрии горных лыж, что выглядит как ирония судьбы, если вспомнить презрение производителей горных лыж к сноуборду и тот факт, что сноубордисты не хотели иметь с лыжами ничего общего. Однако необходимо отметить, многие из лучших перемен в конструкции досок родились напрямую от горных лыж после ряда ориентированных на серф кружных путей эволюции.

На чемпионате мира в 1983 Том Симс выиграл с большим преимуществом из-за того, что у него были металлические канты-поребрики. Это был первый шаг в нужном направлении - замена навеянных серфом направляющих, на металлические канты. Однако модели с металлическим кантом дебютировали у Симса и Бертона только в 1985г - кант вытеснил бесполезные направляющие и стал новым стандартом сноуборда. Несмотря на очевидные достоинства металлического канта управляемость все же сильно не дотягивала. Простое ременное крепление на подъеме на типовых досках было недостаточным и некоторые спортсмены добавляли крепление на мысках ботинок. Потом Джефф Грелл изобрел высокое пяточное крепление. Первые серийные крепления появились в 1983г. Грелл начал работать с Симсом: переделал его первоначальный дизайн и помог ему запустить его первые высокие крепления в 1985г.

По мере нарастания увлечения сноубордом и эволюции досок на новый спорт обратили внимание бывалые горнолыжники. Многие сменили вид горных катаний. И Крис Сандерс и Майк Олсен - оба горнолыжники перешедшие на сноуборд и запустившие собственные сноубордовые компании. Сандерс стартовал со своей Avalanche Snowboards в 1983, а Олсен в 84г. с Gnu Snowboards. Оба они известны тем, что улучшили показатели бордов, применив технологии горных лыж.

Avalanche уже производил прогрессивные модели с вертикальной ламинацией досок с деревянной сердцевиной по принципу конструкции горных лыж, а Симс и Бертон все еще экспериментировали с пенопластовой сердцевиной и горизонтальным наложением слоев, как в серфах. Сандерс позаимствовал прогиб доски от горной лыжи примерно равной длины, что позволило равномерно распределить давление на лыжу и дать толчок ездоку для нового поворота. Прогиб был важным этапом для сноуборда, теперь он есть на всех сноубордах. К 85 году все было на месте: основание из P-tex с металлическими кантами вместо стекловолоконных направляющих, высокие пяточные крепления вместо ремня на подъеме стопы и хорошая талия. Оставался вопрос, где стоять на доске. Доски Олсена и Сандерса были относительно отцентрованы, а вот Бертон и Симс делали упор на смещение к хвосту. Крепление сдвинулось к центру только в 1987г., когда Barfoot представил первый борд для фристайла с двойным креплением.

Интерес к сноуборду неуклонно рос. Удовлетворить любопытство обывателя взялись сразу несколько специализированных журналов - сначала International Snowboarding Magazine (первоначально называвшийся Absolutely Radical), затем Snowboarder и Transworld Snowboarding. Совершенствование техники позволило райдерам выполнять зрелищные трюки и забираться в самые невероятные места для экстремальных спусков. Появились фотографы, активно катающиеся на досках и специализирующиеся на съемке райдеров. Фотографии, сделанные Бадом Фосеттом и Скальпом появились не только в специализированной прессе, но и в изданиях, весьма далеких от горнолыжной индустрии - ведь новый вид спорта был невероятно красив!

В конце 80-х по стране стали появляться одна за другой компании, производящие сноуборды, т.к. основные изменения в конструкции на тот момент уже были сделаны. Спорт и индустрия вокруг него значительно усилились. Первой звездой нового вида спорта стал Терри Кидвелл. Гонщик команды Симса, он привнес в катание на сноуборде идеологию фристайла и стал чемпионом в халфпайпе не на один год. Именно его имя стояло на первой в истории сноуборда так называемой про-модели - доске, выпущенной Симсом специально под Терри. Впрочем, спортивная история сноуборда - тема для отдельного большого разговора.

Сноубордистов становилось все больше и горнолыжные территории вынуждены были учитывать, что не только горнолыжники пользуются склонами. Самые дальновидные разрешили сноубордистам пользоваться своими подъемниками и наняли инструкторов по сноубордингу. Молодой спорт перешел на другой этап, началась новая глава в его истории. И все же потребуется несколько лет, и только к 1990г. сноубординг станет общепризнанным и равноправным братом горных лыж, а производители горных лыж соизволят включиться в игру. Тогда и только тогда сноубординг станет таким, каким мы знаем его сейчас.

С выходом на сноуборд-сцену маститых горнолыжных фирм начались эксперименты с автоматическим горнолыжным креплением для досок. Эти крепления до сих пор мучаются болезнями роста, какими мучался сам сноуборд в начале своей спортивной карьеры. По примерным оценкам специалистов в этой области, девяносто процентов профессионалов до сих пор пользуется комбинацией ремень/мягкий ботинок.

Постоянно растет число сноубордистов за счет горнолыжников, которые хотят попробовать себя в новом спорте вместе или вместо обычного традиционного катания с гор. Изначально горнолыжники относились к сноуборду с откровенным интересом. Постепенно с возникновением "нормы" - непослушных, буйных подростков на сноубордах - они стали считать себя ущемленными. Индустрия горных лыж приняла защитные меры, а сноубордисты только радовались своей исключительности и спешили закрепить стереотипы. Сейчас все изменяется. Ключ к взаимодействию и пониманию среди тех, кто катается с гор, - общение. Сегодня отказ допустить на свои склоны сноуборд среди горнолыжных курортов считается вопиющим, а ведь не так давно катание на лыжных склонах было привилегией тех, кто ведет себя очень хорошо. Незаконное пользование подъемниками было в порядке вещей. По сравнению с 7% курортов, не пускавших сноуборд к себе в 1985г, на сегодня осталось только пять "закрытых" курортов: Мэд Ривер Гленн, штат Вермонт, Алта и Дир Вэлли, штат Юта, Таос Ски Вэлли, штат Нью-Мексико, и Аспен в Колорадо.

Что же было дальше? А это мы видим на наших склонах сегодня, когда волна увлечения сноубордом докатилась до России, когда кататься на доске стало очень модно, когда каждая российская домохозяйка ежевечерне наблюдает, как Майк Рэнкуит спрыгивает с вертолета на доске и мчится вниз по склону в поисках автомата со Спрайтом. Или как падает по склону поставщик картофеля "Макдональдса". Всеобщий интерес к новому виду спорта и массового отдыха привел к многократному увеличению объемов производства, да и самих производителей стало намного больше. Вырос уровень технологий, конструкции многократно усложнились и, кажется, приблизились к совершенству. А лидируют по-прежнему пионеры. Джейк Бёртон на выкупленном в 1992 году у корпорации Локхид заводе неподалеку от Берлингтона, где собирались авиационные пушки Гатлинг, выпускает сегодня почти 40% сноубордов в мире. Ближайшие конкуренты не делают и десяти, не смотря на то, что линии по производству досок есть даже в Китае. А как же Шерман Поппен? Талантливый изобретатель, он много лет отдал газовой промышленности, а затем создал передовую технологию сварки в среде аэрозолей и стал совладельцем компании Grand Cayman. Он не жалеет о сделанном много лет назад выборе и говорит, что благодарен Бёртону за развитие его идей. По слухам, его можно встретить на склонах Стимбот Спрингс. Долгое время оставаясь приверженцем горных лыж, он, все же, освоил сноуборд. Он катается на доске Burton.

В сезоне 1997-98 гг. число любителей сноуборда в США перевалило за 4 миллиона и он остается самым интенсивно растущим спортом (за прошлый сезон прирост составил 33%) Данные за 98-99гг. пока не доступны. (Snowboarding Business Magazine, Vol.10, No 1 - from American Sports Data). Сноубординг больше не ассоциируется с приходом новых людей. Небольшой приток молодых людей обязателен и имеется ежегодно, но все больше меняется демографическая структура в сноубординге. Рассасывается границы "мы-они" с горнолыжниками. У обычного отдыхающего горнолыжника гораздо меньше времени на склоне, тогда как сноуборд интересней и катающиеся на нем проводят на склонах больше времени с большей пользой.

В соответствии с решением Конгресса ФИС, проводившегося в мае 1994 года, сноубординг был официально включен в программу соревнований ФИС; было принято решение о подаче заявки на включение сноубординга в официальную программу Олимпийских игр. Первые соревнования на Кубок мира по сноубордингу под эгидой ФИС были организованы зимой 1994/1995 года. Были проведены 23 соревнования, как для мужчин, так и для женщин, на девяти трассах в семи странах (Австрия, Франция, Италия, Германия, Япония, США, Канада). Первое соревнование прошло 26 ноября 1994 года в Капруне (Австрия). Организовав первые соревнования по сноубордингу в Европе в конце восьмидесятых годов, GRUNDIG AG, немецкий производитель бытовой электроники, стал заглавным спонсором Кубка мира и продолжал свою поддержку в таком статусе еще четыре года подряд. В декабре 1995 года Международный олимпийский комитет (МОК) официально включил сноубординг в программу Олимпийских игр. Календарь Кубка мира был расширен до 33 соревнований на 14 трассах. В 1996 году город Линц (Австрия) принимал первый Чемпионат мира по сноуборду под эгидой ФИС, в программу которого входили гигантский слалом, параллельный слалом и хафпайп. Сноуборд-кросс был впервые добавлен в программу соревнований на Кубок мира в качестве официальной дисциплины в сезоне 1996/1997. Швейцария впервые принимала Кубок мира по сноубордингу. В Иннихене/Сан Кандидо (Италия) был проведен Второй Чемпионат мира по сноубордингу, в программу которого входили слалом, гигантский слалом, параллельный слалом, хафпайп и сноуборд-кросс. В Швеции впервые были проведены соревнования на Кубок мира. На Олимпийских играх в Нагано в феврале 1998г. (Nagano-98) сноуборд дебютировал в качестве олимпийского вида спорта. В программе были гигантский слалом и халфпайп.

Кубок мира сезона 1999/2000 годов стал самым большим за всю свою историю: 410 соревнование и 17 этапов в девяти странах. В 2002 году сноубординг во второй раз будет представлен на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США).

SNOWBOARDING

Самые популярные посты

12

История сноуборда в России

История сноуборда - это классический пример реализации американской мечты. А еще это идеальный пример работы маркетологов, работы как оши...

2

История развития сноуборда в мире

В сезоне 1997-98 гг. число любителей сноуборда в США перевалило за 4 миллионаи он остается самым интенсивно растущим спортом (за сезон 98...