06 января 2011 года в06.01.2011 14:52 3 0 10 2

Эдисон Денисов

Три картины Пауля Клее для альта и ансамбля

Пауль Клее — это очень оригинальный и большой художник. Один из тех, которые прекрасно чувствуют музыку. И поэтому почти вся его живопись очень музыкальна. Моя реализация его трех картин — это не музыкальное описание, а прежде всего мои собственные музыкальные аллюзии на его живопись — иногда это только краска какая-то, близкая картине, а иногда это только какой-то момент общего движения, которое возникает тоже как аллюзия на движения в картине…

«Диана в осеннем ветре» — одно из таких мягких полотен Клее. У него есть и жесткие, есть и трагические, есть даже и просто страшные полотна, но есть и, напротив, очень поэтичные и полные воздуха. Вот эта картина как раз именно такая: в очень мягкой, слегка зеленоватой, краске угадывается изогнутый силуэт очень красивой женщины, и здесь же есть и мой любимый образ — осенние, летящие по ветру листья. И название картины — «Диана в осеннем ветре» — оно удивительно музыкально само по себе. А вторая часть — «Senecio» — это очень странный портрет человека, весь составленный из квадратов разного цвета: разноцветные глаза, которые смотрят в разные стороны, разноцветные части лица — во всем этом есть для меня что-то очень тревожное, очень напряженное, неприятное — это, как лицо «живой куклы». Поэтому и в пьесе, в её музыке, есть и определенная жёсткость, и определенная нервность, и даже иногда как бы накапливается и при этом совсем не находит никакого выхода какая-то загадочная внутренняя напряженность.
Последняя пьеса — наиболее сюрреалистическая и наиболее страшная. Это пустой, чёрный, практически, мёртвый город и маленький ребёнок на железнодорожном перроне. Он весь в страхе, в ужасе, потому что весь город вокруг деформирован: все здания искажены, сдвинуты, сломаны — страшное состояние одиночества брошенного, забытого ребенка. Эта пьеса по языку наиболее жесткая и нервная; много элементов серийности, гораздо больше, чем в двух других пьесах; и здесь же возникают частые и большие отстранения от звуков музыкальных — появляются звуки «неживые», то есть намеренно искаженные, деформированные. Здесь альт не солирует — он равноправен со всеми остальными инструментами, он только часть ансамбля.

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

D-LYSERGAMIDE — Blues from Hellah

6

Чого являєшся мені У сні? Чого звертаєш ти до мене Чудові очі ті ясні, Сумні, Немов криниці дно студене? Чому уста твої німі? Який...

4

Век Век мой, зверь мой - кто сумеет Заглянуть в твои зрачки И своею кровью склеит Двух столетий позвонки? Кровь - строительни...

4

Иннокентий Анненский Смычок и струны Какой тяжелый, темный бред! Как эти выси мутно-лунны! Касаться скрипки столько лет И не узн...

4

Зимнее небо Талый снег налетал и слетал, Разгораясь, румянились щеки. Я не думал, что месяц так мал И что тучи так дымно-далеки&#...

4

Тоска мимолётности Бесследно канул день. Желтея, на балкон Глядит туманный диск луны, ещё бестенной, И в безнадежности распахнутых...

4

Демоны Глухонемые Они проходят по земле, Слепые и глухонемые, И чертят знаки огневые В распахивающейся мгле. Собою бездны оза...