сегодня в поезд на моей станции зашли две девочки лет пяти-шести с мамами. сели рядом со мной. и стали разговаривать на весь вагон. я через наушники улавливала куски их разговора.
одна говорит: "смотри, написано: ЦИРК, НЕБО ПОД КУПОЛОМ. что бы это могло значить?"
а я задумалась. дети читают только то, что написано большим шрифтом. чтобы видно, чтобы понятно. ребята постарше стараются показать, что могут усвоить больше информации и читают много, но только то, что интересно. у меня был еще возраст, когда я листала учебник литературы и читала все сноски. хотелось знать какую-то неизвестную другим информацию, что-то выходящее за рамки повседневности. сейчас хочется узнать все, особенно то, что написано самым мелким шрифтом, то, что под несколькими звездочками. все и сразу. и как можно больше, чтобы ничего не ускользнуло мимо, чтобы было, за что упрекнуть недобросовестного производителя, рекламодателя. потом максимализм уходит. и взрослые, наученные опытом, знают, что будет интересно им, какая информация им действительно необходима и принесет им пользу, откуда они смогут узнать нечто новое. а потом людям уже искренне все равно, какую книгу взять с полки. они либо перечитывают то, что уже читали, либо читают все, что попадается на глаза, не разбирая темы и цели сочинения, им уже все равно классика ли это произведение, или биллетристика…
так и в жизни. в детстве ребенок просто впитывает основную информацию, нужную ему для дальнейшего развития, потом накапливает свои личные выигрыши и поражения, для того чтобы набраться знаний, чтобы быть похожим на взрослого. потом хочет выделяться из толпы. творит нечто невероятное, устраивает бунт, проносится ураганом. далее докапывается до того, что его разочаровывает и уже не может остановиться. ищет всему доказательства, сам добирается до истины, вероломно пролезая сквозь стены стереотипов и убеждений и разрушая их. и, наконец, успокаивается. ему уже лень кому-либо что-то доказывать. он просто живет, чтобы жить. на автомате узнает что-то, вцелом, однако, полагаясь на собственный опыт. а в старости уже нет времени и желания познать мир. есть только основные потребности, которые надо утолять. а на чтение времени не хватает, да и сил.
людям в разном возрасте нужно разное количество и качество информации. и они по-разному ее воспринимают. а работа рекламщика, журналиста и, конечно, писателя - донести ее до читателя в том виде, в котором он будет готов и рад ее получить.