
В жизни каждой женщины наступает момент, когда она начинает задаваться вопросом, а что вообще такое национализм. Смотрела видео Редакции на Ютубе по этому вопросу, там упомянул кто-то из экспертов эту книжку.
Ну, во-первых, слово "национализм" само по себе меня не пугает больше после прочтения. Невозможно не быть в принципе националистом, потому что мы все верим, что у нас и других априори есть какая-то национальность.
Самое ценное, что даёт понять эта книга, – нации воображаемы и они существовали в нашем воображении не всегда. Определение в книжке даётся следующее: нация — воображение политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное.
А самое интересное в книге — это описание процессов, которые привели к появлению национализма, и того, что вообще было до. В разных обществах все происходило по-разному, но в самых общих чертах попробую пересказать идеи книжки. До появления национализма человечество определяло себя через религию. С религией также был связан печатный язык, воспринимавшийся как данный свыше, типа латыни или церковнославянского, на котором не говорили в повседневности. Язык бюрократии и высшего сословия также могли не совпадать ни друг с другом, ни с языком, на котором говорило большинство подданных. Власть считалась данной свыше, понятия о суверенитете и неприкосновенности границ не существовало. С ослаблением религиозных институтов, реформаторством, ростом печати на национальных (ВЕРНАКУЛЯРНЫХ) языках, ростом всеобщей грамотности, начали появляться национальные идеи.
Вышеперечисленное звучит достаточно логично и очевидно, но, что меня удивило, – также немаловажной предпосылкой национализма было изменение восприятия времени как линейного и исторического (ПУСТОГО ГОМОГЕННОГО). Ранее время воспринималось религиозным сознанием иначе, библейские события мыслились скорее как одновременные, недаром на средневековых картинах художники изображали библейских персонажей в одежде современников. Будущее было связано в умах с апокалипсисом, а идея, что в одну минуту вместе с нами живут другие люди, знаем мы о них или нет, просто не была в голове в современном понимании. Изменение восприятия времени Андерсон связывает с появлением газеты, а также художественного романа, где исчезло единство места и времени.
Вообще книжка хоть и небольшая, но в ней дано очень много исторического материала, большей частью экзотического, так как Андерсон является экспертом по Азии. Чем умнее читатель этой книги, тем больше она ему расскажет. Я туповата для неё и мне было лень гуглить какие-то моменты, а на чтение комментариев я просто забила главе к третьей, поэтому не исключаю, что многое я поняла поверхностно или вообще неверно. Но книга написана хорошо, ее можно читать и с научным интересом, и с обывательским, как у меня.
В завершение хочу привести несколько интересных для размышления цитат:
У современной культуры национализма нет более захватывающих символов, чем монументы и могилы Неизвестного солдата.
На какие бы сверхчеловеческие подвиги ни был способен капитализм, в смерти и языках он находит двух неподатливых противников.
Самая суть нации состоит в том, что в нее не вкладывается никакого корыстного интереса (так как нацию не выбирают, это данность). Именно поэтому она и может требовать принесения жертв. В войнах 20 века замечается колоссальное количество людей, готовых отдать свои жизни.