У нас тут новое открытие, которое грозит стать замечательным бесплатным развлечением для вашего кота.
С недавних пор Маруся каждый день встречает меня у двери. А все почему? Я ей стала носить ежедневные газеты. Кошачьи, само собой. Увидев «газету» в руках, кошка моя взволнованно не сводит с нее глаз и ждет, когда ей уже дадут «почитать». А если я по какой-то причине забуду принести свежую прессу, разочарованно отворачивает мордочку и садится читать вчерашнюю.
Вот наши газеты!
Простые прутики и веточки, скажете? О, нет!
Но обо всем по порядку.
Теория
Или немного о том, как кошки обмениваются информацией
Мы с Марусей гуляем каждый день. И если обозначить одним словом, чем мы занимаемся на улице, я бы сказала так: Нюхаем.
У кошек потрясающий нос.
Как-нибудь я еще поковыряюсь в этом вопросе, пока лишь скажу, что он примерно в 14 раз лучше человеческого улавливает запахи. И самое главное — умеет прицельно обнюхивать заинтересовавший кошку предмет. В этот момент кошки делают серию коротких вдов и не выдыхают воздух как обычно, а оставляют воздух в специальных «носовых камерах», где запах фильтруется и затем анализируется.
Вот мы и нюхаем. Все коляски, санки и велосипеды соседских детей, пока спускаемся со своего этажа. Колышки заборов, автомобили и углы зданий… Конечно, интереснее всего нам обнюхивать кусты и стену дома, на которой расписываются мочой все здешние коты. Зимой, когда холодно, вся прогулка порой заключается в том, чтобы выбежать, обнюхать все за 5 минут и обратно домой. Сходили «почитать газеты», как я говорю.
Про газеты не я придумала. По мнению американского ветврача Брюса Фогла (книга «О чем думает кошка и как научиться её понимать» ;) «запах мочи другой кошки скорее напоминает чтение газеты, содержащей информацию за день».
И вероятно, у каждой кошки есть свой набор химических веществ в организме, своеобразный словарь сигналов, который дает знать другим кошкам о том, кто тут проходил, когда и в каком настроении.
Что интересно, кошки оставляют свои информационные метки не только мочой (строго говоря, это даже не моча), но и с помощью пахучего секрета, который выделяют специальные железы на теле. Они расположены на голове (вокруг глаз, на подбородке и под ушами) и на лапах — между пальцами.
Теперь вы понимаете, что когда кошка трется о нас головой или царапает ваш диван — она не просто выражает дружескую симпатию и точит когти, но и заодно метит нас как «своих»?!
Практика
«Ведомости» и «Animal Planet» кошачьего мира
Еще интереснее наблюдать «виртуальное общение» кошек в живой природе. Все лето мы с Марусей исправно ходили на реку по утрам. Во дворе у нас кот на коте сидит, а у реки, видите ли, Марусина территория.
Тропинку к реке можно пройти за 15 секунд, но бывает, мы с Марусей по ней тащимся 15 минут. Я в это время умираю со скуки, а Маруся торжественно обнюхивает какие-то знаковые веточки и травинки, склонившиеся над тропой. Долго и с видимым удовольствием трется об одну щекой, оставляя свою метку, делает три шага – видит новую ветку и повторяет процедуру.
Оставляем свою метку
И коты, которые пройдут до нас или после нас — ставят метку мочой либо делают то же самое, я сама видела. То есть, все-все-все отметятся в одном месте тропинки, узнают все о других и идут дальше.
Вообще, видимо летом по этим тропинкам бегают толпы, и выпуски свежей прессы получаются особенно толстыми и увлекательными.
Знакомые метки и запахи по утверждению Брюса Фогла оказывают успокоительный эффект и делают кошек более уверенными. И потому Маруся каждое утро трется об одни и те же ветки, дерет когтями один и тот же ствол по дороге и чувствует себя превосходно, судя по гордо поднятому хвосту.
Потому что это — её территория! Но — только в 9.00 утра. Стоит нам выйти чуть позже или раньше — и кошка заметно напрягается, и мы встречаем «кошек-чужаков» на тропинке, и видно, что я полная балда и нарушила какую-то тайную кошачью субординацию (тот же Брюс Фогл утверждает, что благодаря развитому чувству времени и способности угадывать время метки, кошки, разделившие данную территорию, могут практически никогда не сталкиваться на одной дороге).
Проблема: информационный голод
А теперь представим городского домашнего кота, который изо дня в день имеет дело с одними и теми же запахами. Единственное развлечение — пакеты из магазина, ваша обувь и одежда.
Скукота. Особенно печально нам с Марусей зимой, когда далеко гулять особенно не выйдешь, местные кошачьи новости одни и те же (хочу-хочу-хочу, познакомлюсь-познакомлюсь-познакомлюсь, беременна-беременна-беременна), а новых запахов — раз-два и обчелся. Да какие там «кошачьи газеты», так, писульки какие-то одинокие на стенах.
Решение: я покажу тебе весь мир!
И вот когда у нас вырыли котлован, и в поисках кратчайшего пути домой я побежала по какой-то собачьей тропе, мне вдруг приходит в голову мысль: а не прихватить ли Марусе пару свежих «газет» из другого района?
Я обламываю несколько прутиков, склонившихся над дорожкой (на мой дилетантский взгляд, они были похожи на «газеты» ;) и торжественно приношу своей скучающей Маруське. Что тут началось!
Каждый прутик обнюхан с ног до головы. Глаза блестят, усы торчком, хвост – щёткой (упс, это оказался собачий «Коммерсантъ»!). В общем, кошечка моя «уткнулась» в газеты минут на 15-20 и потом еще раз 10 за вечер их перечитала. И утром!
Скажу одно — сколько я ерунды своей кошке не таскала, но подобного эффекта ни один прутик и ни одна игрушка у нас раньше не вызывали.
Метод
Теперь по дороге домой я беру на заметку все потенциальные «газеты» по пути. Обычно они находятся на мелких тропинках, которым пользуются не только люди, но и животные. Как правило, по краям здесь обязательно торчат сухие травинки и веточки, которые так или иначе все проходящие задевают или метят.
Потенциальные "газеты "
Понятное дело, часто я промахиваюсь и приношу обычные ветки (или преднамеренно приношу чистую ветку, сорванную вне тропы), но они тоже идут в дело — Маруся их с азартом грызет. Про бактерии и злых бабаек, которые могут оказаться на ветках, я стараюсь не думать)))
Все ветки я вставляю в пенопласт у входа — теперь это называется «Марьин сад», и чтение газет в саду теперь является еще одним важным занятием в ежедневном перечне Маруськиных дел.