Городок Джинка в Южной Эфиопии — стартовая точка к одному из самых, пожалуй, известных племен Африки — мурси. Эта этническая группа проживает на территории национального парка Маго в долине реки Омо. Известны мурси на весь мир круглыми дощечками в губах и ритуальными битвами на палках.
Ехать к мурси нужно рано утром, пока они еще не пьяны и более-менее адекватны. Но даже в таком состоянии люди этого племени бывают достаточно агрессивны, поэтому туда вас обязательно сопровождает охранник с автоматом Калашникова.
Плата за вход в деревню «страшных аборигенов» — 100 эфиопских быр (примерно 5 долларов). Нас встретили странного вида вооруженные мужчины и женщины в причудливых головных уборах из рогов, клыков, проволоки и кожи. Все они разукрашены белой краской, в нижней губе — огромные керамические тарелки, чуть меньшие — в ушах. Они бросились к нам, начали кричать, хватать за руки, даже лезть в карманы, нагло требовать их сфотографировать и дать за это денег.
Мы сразу же почувствовали напряжение от недоброжелательности, исходившей от них. Слабонервным тут не место: даже охранник, сопровождавший нас, начал нервничать. Но улыбка и большой опыт общения с племенами дал свой эффект: спустя некоторое время все немного расслабились, и началась фотосессия.
Мужчины с автоматами и женщины с детьми становились в заученные годами позы, чаще всего — по стойке смирно. Снять что-то «живое» там можно разве что скрытой камерой.
Огромные блюдечки в губах смотрятся очень эффектно, но усложняют жизнь женщин мурси. Чтобы тарелки не упирались в нижние зубы, их попросту выбивают: такова традиция — тарелки важнее зубов. Чем больше тарелочка в губах, тем красивее женщина и тем больше она «стоит». За женщину с блюдцем диаметра больше 15 см при сватовстве дают выкуп 50 коров.
Губу растягивают с малолетнего возраста, сначала вставляя палочку в дырочку в нижней губе, постепенно увеличивая ее размер. Во время еды тарелка вынимается, а вот пить можно и с ней.
Огромные блюдечки в губах смотрятся очень эффектно, но усложняют жизнь женщин мурси. Чтобы тарелки не упирались в нижние зубы, их попросту выбивают: такова традиция — тарелки важнее зубов. Чем больше тарелочка в губах, тем красивее женщина и тем больше она «стоит». За женщину с блюдцем диаметра больше 15 см при сватовстве дают выкуп 50 коров.
Губу растягивают с малолетнего возраста, сначала вставляя палочку в дырочку в нижней губе, постепенно увеличивая ее размер. Во время еды тарелка вынимается, а вот пить можно и с ней.
Есть несколько версий возникновения такой странной традиции. Одни говорят, что блюдечки имеют ритуально-магический смысл — закрывают рот от проникновения в тело злых духов. Однако большинство исследователей видят в этой традиции простую историческую основу. Когда-то по Восточной Африке бродили работорговцы, часто похищавшие женщин. Считается, что именно в те времена девушки мурси стали сознательно уродовать себя, чтобы их вид стал неприглядным для торговцев людьми.
После часового пребывания в племени мы не только успели пофотографировать аборигенов, но и побывали в их тесном соломенном домике, где, кроме пластиковых канистр для воды, калебасов (сосудов для питья), тюков с пожитками и высушенных шкур на полу, ничего не было.
Покидая деревню, мы сфотографировались с забавными аборигенами на память.
На выезде из деревни мурси, «раскатавшие губу» уже в другом смысле этого слова, стали требовать деньги еще и за выезд, а хитрый парень-абориген предложил сфотографировать меня моим же фотоаппаратом очень издалека — как я сижу в машине. Я сразу понял, что фотоаппарата больше не увижу, и парня мне догнать не по силам, потому предложение отклонил.
Уже за деревней мы остановились, чтобы перевести дух, но неожиданно из-за кустов стали появляться вездесущие мурси. Одна из девушек начала приставать к парню из нашей группы — обнимала его, целовала растянутой губой и пыталась валить его на землю.
Неизвестно, чем бы это закончилось, если бы мы не подоспели другу на помощь. Возможно, предположили мы, за девушку никто не давал выкуп, вот она, отчаявшись, и решила покинуть родное племя с белым мистером в обнимку.
Ко мне же подошла девочка-подросток лет тринадцати и стала громко причитать: «Бада-бада», показывая на мой карман. Через переводчика удалось выяснить, что означает это загадочное слово. Оказалось — «Секс-секс». В моем кармане она показывала на мобильник.
Как оказалось, кто-то из предыдущих иностранных туристов показывал мурси порнографию на телефоне, и девочка требовала снова показать интересное видео, предполагая, что у каждого туриста обязательно есть с собой что-то подобное. Я знал, что туристы развращают аборигенов, прививая им любовь к деньгам и другим материальным благам. Но не предполагал, что развращают до такой степени.
Пока мои друзья ждали, я успел сбегать с охранником еще в одну деревню мурси, чтобы провести там пару фотосессий. Но долго оставаться среди аборигенов не было желания: наглое приставание, шум, неприятные запахи, недоброжелательные взгляды, крики — все это давило на психику.
Последние фотографии я делал на грани нервного истощения.