читаю "многообразие религиозного опыта" к экзамену, и тут, совершенно внезапно, вижу описание самой настоящей диссоциации: "я вижу и осязаю, но вещи от этого не приближаются ко мне… густое покрывало изменчет цвет и вид всего, люди движутся, как тени, и слова их приходят ко мне, как бы из отдаленного мира", "нет прошлого для меня… люди представляются мне такими странными; мне кажется, что я в театре, что вокруг меня только актеры и декорация", "я плачу притворными слезами, у меня ненастоящие руки: нет ничего настоящего". и джеймс списывает все это на меланхолию, потому что, похоже, о феномене диссоциации тогда еще не знали (сейчас посмотрела в википедии: вроде бы знали, но значение термина было слегка другое и он широко не применялся). поразительно, насколько далеко продвинулась психология за сто лет. так и хочется закричать, смотря какой-нибудь фильм о психически нездоровой и неправильно диагностированной исторической личности: 'это психоз, а не шизофрения! это диссоциация, а не меланхолия!'.