ТЕОРИЯ БЕЗНАДЕЖНОСТИ
— Основной мыслью всех когнитивных истолкований депрессивных расстройств является то, что значение и интерпретация негативного опыта определяют, возникает ли расстройство и как оно будет развиваться далее. В теории безнадежности в качестве когнитивного фактора уязвимости постулируется пессимистический стиль интерпретации.
Когда люди переживают субъективно значимые и неконтролируемые события, это приводит к ожиданию состояния беспомощности, даже если в новой ситуации объективно присутствует контроль. Безнадежность возникает вследствие того, что важный негативный опыт переносится на другие сферы, это происходит длительное время и влечет за собой прочие негативные последствия, из опыта делается заключение о собственной малоценности.
Чувство безнадежности может быть глубоко скрыто: чисто внешне невротик может быть поглощен своими фантазиями или планированием условий, которые могли что-нибудь улучшить. Иногда избавление от некоторых беспокоящих факторов действительно оказывается полезным. Однако более часто подобные надежды только экстернализируют внутренние трудности и обречены на то, чтобы никогда не сбыться. Невротик ожидает от внешних изменений только добра, но неизбежно каждый раз переносит себя и свой невроз в новую ситуацию.
Надежда, которая основывается на внешних обстоятельствах, больше распространена среди молодежи; это является одной из причин, почему анализ очень молодого невротика менее прост, чем можно было бы ожидать. По мере того как люди становятся старше и надежды одна за другой исчезают, они все больше стремятся посмотреть внимательно на себя как на возможный источник страдания.
Даже когда чувство безнадежности в целом бессознательно, заключение о его существовании и его силе можно сделать на основании различных симптомов. Ими могут быть эпизоды из истории жизни, показывающие, что реакция пациента на неприятности имела силу и длительность, явно непропорциональные их источнику. Например, человек может испытать полную безнадежность в результате безответной любви в юности, от предательства друга, несправедливого увольнения с работы. Естественно, следует сначала понять те особые причины, которые могли стоять за столь неадекватной реакцией. Но дополнительно к этим особым причинам обычно обнаруживают, что неудачный опыт спускает воду из намного более глубокого колодца безнадежности.
Аналогично озабоченность возможной смертью или раннее появление мыслей о самоубийстве — с аффектом или без него — указывают на крайнюю степень безнадежности даже тогда, когда внешне невротик излучает оптимизм. Общая легкомысленность, полное отрицание возможности рассматривать что-либо серьезно — в пределах аналитической ситуации или вне ее, — как и быстрое замешательство при столкновении с трудностью, представляют другой симптом.