Откровенно говоря, я раздумывала целый час над этим постом. В смысле, писать его, не писать…
Знаете, что самое ужасное в похоронах? Нет, далеко не душераздирающий плачь перед гробом с ушедшим человеком. Самое ужасное, это когда к тебе подходят люди, смотрят на тебя таким взглядом, будто ты главный мученик на этом празднике жизни. Выдавливают из себя заранее заученную речь, а потом обнимают тебя/хлопают по плечу/берут за руку и отходят в уголок. Для меня именно ЭТО было пыткой. Мой персональный ад. И так по кругу. Каждый подходит, каждый смотрит, каждый говорит, каждый производит махинацию со своими руками.
Описывать все я, конечно же, не буду, потому что похороны мало похожи на сладость на корочке пирога, сами знаете.
ЧЕСТНО ГОВОРЯ,
это были мои первые похороны. Полноценные. Нет, я за свою жизнь много кого уже похоронила, но все это были люди не такие родные, не такие горячо любимые, а посему… да, у меня сегодня истерика случилась трижды, а в шоковом состоянии я прибывала чуть ли не все время.
"На тебе цветы, будешь кидать их." И никто не спросил, хочу ли я этого? Понимаете, это было как-то с л и ш к о м. Я шла за ребятами, которые несли гроб с моей маленькой девочкой, бросала на землю гвоздики, а в это время кто-то вливал в меня что-то черное, липкое, вязкое, не очень приятное на вкус. Слезы прожгли мне все лицо. Перед машиной, последние две гвоздики, а потом… кладбище.
ИСТЕРИКА.
"Все попрощались?" Мама стоит у ног любимой-мертвой. Кричит. Я зажимаю руками уши и сажусь на землю, потому что стоять невыносимо. Вою. Плевать на приличия и на всех вокруг. Кто-то подбегает, хватает сзади, поднимает на ноги, заливает в рот успокоительное… а они уже заколачивают гроб.
ЕЕ ТЕЛО ПРЕДАЛИ ЗЕМЛЕ.
Вторая истерика. Одни держат маму, другие - меня.
ШОК.
Лопаты, земля, все слилось воедино. Смотрю и не понимаю.
…
Папа привез меня домой около трех часов. Дома никого не было. Впервые. Ходила из комнаты в комнату, кричала, рыдала. Это так несправедливо. Ей бы еще жить и жить. Она не собиралась умирать. Даже не думала об этом. Кто-то уже в 40 лет готовит себе саван, а ей было 84 года… и выглядела она живее всех живых.
ПОСЛЕДНЕЕ.
Говорят, так нельзя, но я ничего не могу с собой поделать. Виню себя. Нужно было чаще обнимать, чаще говорить приятные слова, чаще разговаривать с тобой, моя маленькая. Нужно было, но я этого не делала. ПОТОМУ ЧТО НЕ ДУМАЛА, ЧТО ЭТОТ ДЕНЬ НАСТУПИТ ТАК БЫСТРО.
17 декабря 1999 года умерла твоя мама. 17 декабря 2014 года ты сидела на кухне, кушала пирожок, поминала ее. 22 декабря 2014 года, примерно в десять вечера тебя не стало. Наверное, я никогда не прощу себя.
Покойся с миром, моя любимая, моя маленькая. Няня.