Сегодня, в день рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, я почему-то захотела рассказать о том, что такое филологический факультет. Наверное, повлияли на меня недомогание, именины Льва Николаевича, и недавние посты с моими впечатлениями от первых дней учебы.
(Вот эмблема моего факультета в моем вузе. Весной мы праздновали 65-летие)
Начну с самого начала. Почему я поступила на филфак. Выбор у меня был не большой. Я очень любила читать, прям упивалась возможностями, свободным временем, правда, которое у меня было, когда училась в школе. Мне нравилось что-нибудь писать: сочинения, эссе, статьи, для себя – в стол. Да, таким образом я до сих пор сублимирую. В школе я, можно сказать, терпела косые взгляды и подобия насмешек со стороны одноклассников о том, что я собираюсь поступать на филфак. Но я ведь хотела туда, потому что мечтала стать редактором в книжном издательстве. А вот моя учительница меня поддерживала. Она и сейчас очень рада за меня.
Потом я пережила одиннадцатый класс, ЕГЭ. Я действительно старалась, тренировалась с сочинениями, перечитывала и дочитывала тексты из кодификатора, учила поэтические произведения наизусть. Потом я поступила. Это была эйфория.
Но когда началась учеба в универе, я поняла, что это все совсем не то, что я себе два года воображала. Какие-то странные предметы, абсолютно ненужные мне. Я не понимала, зачем я должна переписывать по «Войне и миру» к каждому занятию научной литературы, не спать ночами, падать замертво, когда прихожу после пар. У меня не было ни единой минутки свободной, чтобы просто сесть и спокойно посидеть, помолчать, ни о чем не думать. А еще я не имела права заболеть, потому что пропущу занятия, а это значит, что надо будет восполнять пропуски и не отставать от всех, то есть надо будет сделать в пять раз больше, чем если б ты не болел. Болеть, пропускать, прогуливать на филфаке себе дороже, потому что можешь не угнаться, не успеть, ведь там столько всего нужно делать!
Разумеется, были плюсы у первого курса: интересное в плане обыденных вещей, на которые посмотрел с другой стороны, устное народное творчество (но экзамен бессмысленный), литературоведение – очень сложный предмет, так как он имеет крайне трудно подъёмную и усваиваемую теоретическую базу, которую ты обязан применить еще и на практике. Я помню, как я плакала дома, когда надо было через день сдавать контрольную, а я даже еще не начинала ее писать, потому что не знала, что там писать, я не понимала. У меня было стихотворение Николая Рубцова «Скачет ли свадьба в глуши потрясенного бора», я пыталась найти все возможное, что может быть в стихотворении по той теоретической базе, которую нам давал преподаватель, к стати, он был у нас крутой, веселый, но крайне требовательный, он говорил, что сейчас в школах снова надо ввести битье розгами, иначе ничего в детей не вобьёшь, никаких знаний, и ЕГЭ он хотел отменить, потому что из-за него дети разучились говорить и писать сочинения. Еще я – примерная ученица – спала на занятиях. Всегда на одном и том же, я не могла просто там находиться, мне было безумно скучно, я не понимала, зачем нам надо туда ходить, хоть курс заканчивался экзаменом. Я сидела на первой парте перед преподавателем, наклонив голову слегка вниз, завесив лицо волосами, я спала, а препод что-то там бурчал под нос непонятное. Так прошла у меня история античной литературы. «Илиаду», я так и не прочитала, к слову. Еще вместо того, чтоб читать произведения, мы смотрели их экранизации, а потом обсуждали, как Караченцов и Боярский сыграли свои роли в «Собаке на сене» или Смоктуновский в «Гамлете».
Сессии я боялась как огня, ночами сидела читала, а потом ничего не помня шла на экзамены. Но мне почти везло: я вытягивала билеты, которые единственные знала. Так я закончила первый семестр с одной четверкой. Потом я отсыпалась сутки.
Второй семестр не скажу, что был легче. Опять много надо читать того, что совсем неинтересно и не хочется: древнерусская литература (очень сложно читается из-за языка и стиля, например, «Повесть временных лет» я так и не дочитала до конца), зарубежная – 17-18 вв. – здровенные произведения, совсем неинтересные. Еще был старославянский: Боже, язык можно сломать, запомнить все фонетические процессы невозможно, переводить древние тексты 9-нач.12 вв. крайне трудно, но я сдала на «5». Латинский. Это что-то, столько надо выучить, понять, как переводить, миллион особенностей запомнить. Но мне повезло немного, я до универа учила латинский в гимназии, но там я, конечно, серьезно к нему не относилась, но в универе мне помог мой предшествующий опыт.
Летнюю сессию я закрыла с большим успехом – на «отлично». Потом обязательная летняя выездная фольклорная практика. Ну, вы помните, я писала о ней, что она мне очень не понравилась. А вот вчера у нас предварительный смотр был. Не знаю, на неделе узнаю, что надо будет корректировать. Она мне всю душу выела эта практика! Но это не значит, что у всех так плохо она проходит. Кому-то везет чуть больше, чем мне, и они едут в нормальные деревни, где есть реальные старожилы, которые много знают о старине, а не те дачники, которые встречались нам.
После первого курса я поняла, что я сильный, выносливый человек. Так что филфак закаляет и делает настоящих личностей.
Сейчас я на втором курсе, я стала старше. И могу сказать точно, что если ты сомневаешься, поступать на филфак или нет, то не бойся и не сомневайся, смело иди подавать документы, ты не ошибешься дверью. Потому что филфак – это, правда, особый мир, где все высокое, и ты стремишься к этой высоте. Филологическое образование – самое ценное и элитарное, потому что мы ежедневно соприкасаемся с мыслью, философией писателей, поэтов, ученых, со словом, а слово – самая дорогостоящая единица мира. Нам позволено читать лучшую литературу мира, так что это что-то вроде избранности. На филфаке особая атмосфера, даже воздух иной: здесь все пропитано знаниями. Здесь воспитывают и взращивают любителей родной речи, литературы, здесь готовят будущих педагогов, на плечи которых ложится огромная ответственность за сохранения родного языка и прививание знаний его у будущих поколений, которые являются надеждой страны. Вообще филолог – человек, который может найти себе применение в любой сфере деятельности, потому что он умеет правильно и красиво говорить, писать, поддерживать разговор на любую тему, потому что он очень много знает.
Кто бы что ни говорил и как бы ни шутил о филологах и «ненужном» филологическом образовании, не слушай его, знай, что лучше стези, чем филолог, на свете еще не придумали! Потому что нас мало и мы понимаем друг друга с полуслова, а еще у нас есть свой язык, не понятный другим специальностям, - всевозможные метафоры, изощренные сравнения - и оскорблять мы умеем, не прибегая к нецензурной лексике (ну, это на всякий случай!).
(Фото из загашника: такую маечку "Я люблю Факультет филологии и журналистики" мы получили, когда поступили на филфак. Так что вот еще плюс: раздетым филфак тебя не оставит, хахах!)