Если вы живы, вам придётся рисковать. Жизнь рискованна. Безопасна только смерть, жизнь небезопасна, она не может быть безопасной. Услуга, которая называется страхованием жизни, на самом деле должна называться страхованием смерти; в жизни не может быть никакой страховки. Жизнь жива только потому, что она опасна, рискованна… и именно поэтому она такая захватывающая.
Вы спрашиваете: «Хорошо ли рисковать?»
Если вы хотите быть живыми, вы должны рисковать. Чем больше вы будете рисковать, тем более живыми будете становиться. Поэтому на самом деле вы спрашиваете: «Хорошо ли быть живым?» В правильной интерпретации ваш вопрос звучит так: «Хорошо ли быть живым?»…
Человек, который постоянно думает о том, как избежать риска, становится настолько трусливым, что никогда не живёт. Он становится тусклым, глупым, заторможенным… заурядным. Забудьте о риске. Жизнь рискованна. В тот день, когда вы родились, стало точно известно только одно: что вы неминуемо умрёте. Можно ли представить себе что-нибудь более рискованное?
Моя бабушка, мамина мама, дожила до глубокой старости, и она всегда за меня боялась. Я часто ездил в поездах, я проводил в поездах по пятнадцать дней в месяц. Она ужасно тревожилась и всё время повторяла: «Случается столько катастроф!» Каждый день она заглядывала в газеты, чтобы проверить, не случилась ли где железнодорожная катастрофа, не упал ли где самолёт. Она вырезала эти сообщения из газет, и когда я собирался куда-то ехать, показывала их мне: «Смотри! Происходит столько автокатастроф, падает столько самолётов, сгорает столько поездов, погибает столько людей. Что ты делаешь? Полмесяца проводишь в поездах, самолётах, машинах! Одумайся!»
Однажды я ей сказал: «Послушай, если ты действительно интересуешься статистикой, то знай, что девяносто семь процентов людей умирает в собственной постели. Мне что, следует всю ночь стоять рядом с постелью? Постель очень опасна, нет ничего более рискованного, чем лежать в собственной постели. Девяносто семь процентов людей умирает, лёжа в постели! В самолёте гораздо безопаснее, в самолёте или поезде погибают реже».
Бабушка растерялась. Она сказала: «Да, ты прав, ведь стоять всю ночь у постели невозможно. Да, это верно». С тех пор она перестала говорить о несчастных случаях, она поняла.
В тот день, когда вы родились, вы пошли на самый большой риск, который можно себе представить. Теперь неминуемо случится смерть, неизбежно придёт смерть. В тот самый день, когда вы родились, вы сделали первый шаг к могиле. Разве вы можете пойти на больший риск? Даже если вы будете избегать рискованных ситуаций, вы всё равно умрёте; а стало быть, почему бы не рискнуть и не жить по-настоящему?
Смерть отнимет всё. Тогда зачем беспокоиться? Вместо того чтобы беречь то, что у вас всё равно отнимет смерть, делитесь и рискуйте. Жадный человек — это глупый человек; смерть заберёт у него всё. Не будьте так осторожны.
Не будьте так осторожны, найдите в себе дух первооткрывателя. Да, я знаю, иногда можно совершить ошибку, но в этом нет ничего плохого. Иногда можно заблудиться, но в этом нет ничего плохого. Тот, кто заблудился, может вернуться, но тот, кто никуда не ходит, уже мёртв.
Никогда не совершайте снова одну и ту же ошибку, каждый день изобретайте новые ошибки. Ошибайтесь творчески. Рискуйте по-разному. Вот что такое саньяса — это готовность рисковать, не избегать опасных ситуаций, жить в небезопасности и ненадёжности. Саньяса — это самозабвенная влюблённость в жизнь.
Не откладывайте, потому что, откладывая, вы опять же проявляете осторожность. Действуйте прямо сейчас. Если вы что-нибудь поняли, пусть это случится.
Ошо