Когда-то, еще в институте, я прочла небольшой рассказ Генриха Белля «Путник, когда ты придешь в Спа…». Рассказ о немецком мальчике, которого со школьной скамьи забрали в мясорубку второй мировой войны. И, будучи раненным, он попадает в госпиталь. Происходит это всего через 3 месяца после призыва. Здание госпиталя напоминает ему его школу, но он в это не верит до самого конца. Во внутреннем диалоге с самим собой он оспаривает, что такое возможно. Пока его не переводят в комнату, в которой на доске его рукой написана фраза «Путник, когда ты придешь в Спа…». Учитель рисования заставил написать его эту фразу 7 раз. Он пытается опереться на руки и понимает, что рук у него больше нет, как и правой ноги. Что больше он никогда не напишет ничего на этой доске. Его мир рухнул.
Вот таким страшным образом он послевоенный сталкивается с осколками своей прошлой мирной жизни: такой близкой и такой далекой. Его мир разрушен и таких, как он, - целое поколение.
Этот рассказ может натолкнуть вас на разные мысли. Но мне почему-то кажется, что это противопоставление мирной и военной жизни немецкого мальчика напоминает противостояние мирного сытого и беззаботного Киева и Донбасса, разрываемого войной на части. И Киеву стоит понять, что рано или поздно эти два мира столкнутся, как столкнулись у этого мальчика, но может быть уже слишком поздно.