Тема: Задача на два действия. Нахождение значений выражений с переменной.
Цель: - ознакомить учеников с решением задач на два действия;
- развивать математическую речь, логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять.
Оборудование: демонстрационный материал.
Ход урока
1. Организация начала урока.
- здравствуйте дети, меня зовут Анастасия Сергеевна и сегодняшний урок математики проведу у вас я.
2. Проверка домашнего задания.
1. Задание №162 (ст. 32)
- наведите примеры с вычитанием 8.
- на сколько уменьшилось уменьшаемое в каждом с каждых примеров?
2. Задание №163 (ст.32)
- прочитайте решение задачи.
3. Актуализация опорных знаний.
3.1 . Решение №166
8+8+1 = 17; 9+8-10 = 7;
7+7-1 = 13; 8+3-5 = 6;
13-8-5 = 0; 11-8-0 =3;
12-7-5 = 0; 16-7+6 = 15.
4. Мотивация деятельности.
Разъяснение практического направления данной темы.
- На предыдущих уроках вы неоднократно решали задачи с двумя вопросами, при чем ответить на другой можно было только после того, как ответили на первый. Сегодня вы познакомитесь с задачами у которых один из вопросов имеется в виду, а другой указан в задаче. Такие задачи решаются двумя действиями и называются сложными задачами. Сложные задачи содержат в себе две простые.
5. Сообщение темы, целей и задач урока.
- Сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать задачи на два действия. Находить значения выражения с буквенными значениями.
6. Первичное восприятие нового материала.
6.1. Изучение нового материала.
Чтение задачи №164.
- Давайте посмотрим на краткую запись задачи.
- Сколько мама сорвала с одного куста?
- А со второго?
- Сколько она отдала детям?
- Сколько осталось нам известно?
- Что нам нужно узнать сначала?
- Каким действием?
- 6 помидоров она отдала. Нам нужно узнать сколько у нее осталось, каким действием?
- Теперь давайте запишем с вами решение.
7. Закрепление знаний.
7.1. Решение задачи за сложным планом.
Задача №165 (ст. 63)
- Сколько чисел в задаче?
- Можно ли решить задачу одним действием?
- Давайте выделим опорные слова и поставим числовые данные.
- Было 6 ябл. и 4 ябл.
- Съели 7 ябл.
- Осталось ?
- На против какого опорного слова стоит два числа?
- Прочитайте один пункт плана. Каким действием мы узнали?
- Сможем ли мы теперь ответить на вопрос задачи?
- Прочитаем второй пункт плана. Каким действием?
- Запишите второе решение и ответ.
7.2. Нахождение значения с переменной.
Найти 11 – а, если а = 5, а = 6, а = 7.
- Что такое а?
- Какое меньшее или большее число может в данном случае обозначать буква а?
8. Узагальнення и систематизация знаний.
8.1. Решение задач с логической нагрузкой.
Задание № 167, 168 (ст.33)
9. Итог урока
- Что содержат в себе сложные задачи?
- Как называется буква в числовом выражении а+7?
10. Сообщение домашнего задания.
1. Задание № 169 ст. 33.
2. Задание №170 ст. 34.