Тема « потерянного поколения »
в зарубежной лит-ре ХХвека.
В литературе потерянное поколение было названо так с лёгкой руки Хемингуэя, поставившего эпиграфом к своему первому роману « Фиеста. И восходит солнце » (1926) слова жившей в Париже американки Гертруды Стайн « Все вы – потерянное поколение ». Эти слова относились к тем, кто родился в 1896-97гг. и оказались точным определением общего ощущения утраты и тоски, которые принесли с собой Олдингтон, Ремарк и Хемингуэй, прошедшие через войну. В их романах и повестях было столько отчаяния и боли, что их определили как скорбный плач по убитым на войне, даже если герои книг и спаслись от пуль. Это реквием по целому поколению, не состоявшемуся из-за войны, на которой рассыпались идеалы и ценности, которым учили с детства.
Герои книг писателей « потерянного поколения », как правило, совсем юные, можно сказать, со школьной скамьи принадлежат к интеллигенции. Они индивидуалисты и надеются, как герои Хемингуэя, лишь на себя, на свою волю, а если и способны на решительный поступок, то дезертируя. Герои Ремарка находят утешение в дружбе и любви. Это их своеобразная форма защиты от мира, принимающего войну как способ решения политических конфликтов.« Потерянное поколение » противопоставило обманувшему их миру горькую иронию, ярость, бескомпромиссную критику цивилизации, что и определило место этой литературы в реализме.
—-----------
--------
«На Западном фронте без перемен» Э.М.Ремарк. В эпиграфе к роману Ремарк пишет: « Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов ». Но роман вышел за эти рамки, став и исповедью, и обвинением. Это история убийства на войне 4 одноклассников, отравленных шовинистической пропагандой в школах кайзеровской Германии и прошедших подлинную школу на холмах Шампани, у фортов Вердена, в сырых окопах на Сомме. Повествование ведётся от первого лица и напоминает фронтовой дневник. Автор не ставит своей целью докапываться до истинных виновников войны. Ремарк убеждён, что политика – это всегда плохо, это всегда вред и зло для человека . Единственное, что он может противопоставить войне, – это мир природы, жизнь в её нетронутых формах: чистое небо над головой, шелест листвы.
«Прощай, оружие!» Э.Хемингуэй. Действия романа разворачиваются на итало-австрийском фронте в 1917 году, Хемингуэй создаёт потрясающе яркие и сильные эпизоды военных будней, сражений, коротких дней отдыха, пьяный угар ресторанов в прифронтовых городках, гнетущую тоску лазаретов. На фронте идут дожди, в войсках свирепствует холера. Солдаты, не желающие воевать, наносят себе увечья. Герой романa, американец Фредерик Генри , лейтенант. На первых страницах романа Хемингуэй подчёркивает обыкновенность своего героя, который живёт сегодняшним днем и не очень хочет задумываться о бессмысленности этой войны и о том, чем она может закончиться. Хемингуэй, по существу, обходит молчанием вопрос о том, что заставило Фредерика Генри, американца, уроженца страны, которая к тому времени ещё не вступила в войну, пойти добровольцем в итальянскую армию..
«Смерть героя» Р.Олдингтон. Книга дерзкая и бесстрашная. Она поссорила автора с Англией, не простившей Олдингтону сарказма и резких обличений в адрес тех, кто послал молодых гибнуть в окопах. «Смерть героя», по словам автора, «… в сущности, надгробный плач, слабая попытка создать памятник поколению, которое на многое надеялось, честно боролось и глубоко страдало ».Герой этой автобиографической книги, молодой интеллигент Джордж Уинтерборн, прочитал к 16-ти годам всю поэзию, прекрасно знал живопись, сам пробовал себя в искусстве. На войне он стал просто порядковым номером, 31819, одним из тысячи безликих. На фронте не нужны личности и таланты, там нужны только послушные солдаты, упорядоченные, подобные вещам. Джордж не смог и не захотел приспособиться к войне, не научился убивать и лгать.В романе немало мест, где подразумеваются кавычки, иронично и слово «герой» в названии. Ирония определяет пафос ярости обвинения.
—------
-----------