Поступая в колледж много лет назад, я решил испытать себя и проверить, смогу ли я стать выпускником по истечении всего трех семестров, выполнив в полном объеме ту же программу, которую обычно проходят за 4 года. Эта статья подробно объясняет все методы управления временем, которые я использовал, чтобы успешно осуществить задуманное.
Я подсчитал, что для достижения поставленной цели мне предстояло освоить 30–40 предметов за семестр, в то время как средний студент брал 12–15 предметов за такой же период. Сразу же стало совершенно ясным: если я хотел справиться с этой задачей, то должен был научиться чертовски хорошо управлять своим временем. Я начал читать все, что мог найти по управлению временем и применять полученные знания на практике. Я достиг своей цели, окончив колледж с двумя бакалаврскими степенями (информатика и математика) всего за три семестра без посещения летних курсов. Я спал семь–восемь часов в сутки, не запускал бытовую рутину (покупки, приготовление пищи и т.д.), участвовал в общественной жизни и занимался спортом в течение 30 минут каждое утро. В мой последний семестр я даже устроился на полный рабочий день (40 часов в неделю) разработчиком компьютерных игр, а также занимал пост вице-председателя местного отделения Ассоциации Вычислительной Техники (Association of Computing Machinery, ACM), посещая при этом 37 довольно серьезных компьютерных и математических курсов. Если бы мои однокурсники сложили все время, в которое они оценивали выполнение аналогичных учебных задач, то пришли бы к выводу, что в моей неделе что-то около 250 часов. Я закончил со средним баллом 3.9 (по шкале от 1 до 4-х), а также получил специальный приз, ежегодно присуждавшийся лучшему студенту в области информатики. Один из моих профессоров позже сказал мне, что выбор лауреата был очень легким после того, как им стало ясно, что́ я затеял.
Я не считался одаренным ребенком, и что-то подобное я сделал в первый раз. Мне не помогали никакие личные наставники, я не знал никого, кто бы совершил нечто подобное раньше, и я не вспомню никого, кто бы подбадривал меня. На самом деле, большинство людей были весьма обескуражены, когда я рассказывал им о своей идее. Я просто решил сделать это для себя. Если вы хотите лучше понять, в каком положении я находился в тот момент жизни и почему я решил попробовать воплотить настолько сумасшедшие идеи, то вам может показаться интересной статья «Смысл жизни: Введение», в которой содержится вся подоплека этой истории и больше подробностей о моей мотивации сделать это.
Чтобы утвердить столь большое количество предметов, в каждом семестре мне приходилось подолгу убеждать главу отделения информатики, а мои одноклассники часто предполагали, что я либо жульничаю, либо у меня есть близнец, либо у меня просто психические отклонения (в последнем меня обвиняют чуть ли не раз в неделю, так что, может быть, в этом есть некоторая доля правды). Я особо не распространялся о том, что делал, но если кто-то спрашивал меня, сколько у меня предметов, то я не скрывал правды. Я был, кажется, единственным студентом в университете с двухстраничным расписанием занятий, так что, если кто-то наседал на меня (хотя подобное происходило крайне редко), я мог легко доказать, что говорил правду.
Я рассказал эту историю не для того, чтобы произвести впечатление, а, скорее, чтобы вызвать в вас любопытство и желание узнать, как я это сделал. Я справился, применяя концепции управления временем, которые большинству людей просто неизвестны, хотя они и были были доступны тогда (1992–93 гг.) в книгах и аудиопрограммах. Навыки управления временем, которые я приобрел в колледже, сослужили мне отличную службу при создании бизнеса, поэтому я хочу поделиться ими с вами в надежде, что вы найдете их не менее ценными. Они позволили мне срезать несколько лет с периода обучения и обеспечили около $30.000 для начала собственного бизнеса (заработанные мной в качестве разработчика игр в течение последнего семестра, в основном в виде авторских отчислений). Без дальнейших церемоний, вот лучшее, что я узнал об искусстве управления временем:
Ясность — ключевой фактор
В первую очередь необходимо точно определить, чего вы хотите. В секции таэквондо, где я занимался, на стене висит огромная табличка, которая гласит: «Ваша цель — получить черный пояс». Это помогает ученикам ни на минуту не забывать, ради чего они проходят настолько тяжелую подготовку. Когда вы работаете на себя, легко провести весь день за столом и не сделать ничего важного. Такое происходит почти всегда, если вы не имеете четкого представления о том, что́ пытаетесь сделать. В моменты ясного сознания задайте себе вопрос: «Чем именно является то, что я сейчас пытаюсь выполнить?» Вы должны с максимальной ясностью осознавать свою цель. Сделайте ваши цели четкими, конкретными, и запишите их. Ваши цели должны быть настолько ясными, чтобы любой незнакомец мог объективно взглянуть на вашу ситуацию и дать вам однозначный ответ «да» или «нет» на вопрос о том, достигли ли вы каждой из них. Если вы не можете точно определить место назначения, то как вы узнаете, что добрались туда?
Я определил, что в моем случае ключевым периодом для определения целей и работы над их достижением является 90 дней, то есть один сезон. За этот период вы можете добиться разительных и измеримых перемен, если поставите кристально чистые цели. Найдите минутку для того, чтобы остановиться и навскидку набросать описание того, какой бы вы хотели видеть свою жизнь через 90 дней от этого момента. Каким будет ваш ежемесячный доход? Сколько вы будете весить? Какие у вас будут друзья? Какое место вы будете занимать на карьерной лестнице? Какими будут отношения с вашей второй половинкой? Как будет выглядеть ваш веб-сайт? Будьте конкретны. Абсолютная ясность является преимуществом, которое не даст вам сбиться с пути.
Так же, как самолет на автопилоте должен производить постоянные корректировки, чтобы остаться на правильном курсе, вам также необходимо периодически пересматривать свои цели. Каждое утро перечитывайте свои четкие записанные цели, чтобы освежить свою связь с ними. Развесьте их на стенах, особенно это касается целей финансового характера. Несколько лет назад (в середине 90-х), я обошел свою квартиру, развешивая в каждой комнате записки с текстом: «$5.000 в месяц». В то время я хотел достичь такого уровня ежемесячного дохода от своего бизнеса. Поскольку я точно знал, чего хотел, до достиг этой цели в течение нескольких недель. Я продолжал устанавливать точные финансовые цели, хотя и потерпел несколько неудач, и я нашел этот процесс чрезвычайно эффективным. Это не просто помогло мне сосредоточиться на том, чего я хотел — может быть, даже более важно то, что благодаря этому мне было легче игнорировать вещи, не относящиеся к необходимым для достижения поставленной цели. Например, если вы поставили перед собой цель зарабатывать $10.000 в месяц, это может помочь вам перестать делать то, что способно принести лишь $5.000 в месяц.
Если вы еще не достигли полной ясности, сделайте это своей первой целью. Идти по жизни, не зная точно, чего вы хотите — бесполезная трата времени. Большинство людей слишком глубоко погрязли в состоянии «Я не знаю, что делать». Они ждут, что какая-то внешняя сила обеспечит их ясностью, не понимая, что ясность создается только самостоятельно. Это Вселенная ждет от вас чего-то, а не наоборот, и она будет ждать до тех пор, пока вы, наконец, не решитесь. Ожидать прихода ясности — это как быть скульптором, который смотрит на кусок мрамора в ожидании, что ненужные части сами отвалятся. Не ждите пока ясность спонтанно материализуется — хватайте долото и займитесь делом!
Будьте гибкими
Существует ключевое различие между знанием своего места назначения и знанием пути его достижения. Типичный самолет отклонен от верного курса в течение 90% времени полета, и при этом почти всегда прибывает в пункт назначения, поскольку точно знает куда летит и делает постоянные корректировки курса на протяжении всего пути. Вы не можете заранее знать точный путь к своей цели. Я считаю, что реальная цель планирования — просто сохранить уверенность в существовании такого пути. Мы все слышали статистику, по которой 80% новых компаний терпят крах в течение первых пяти лет. Но гораздо более интересная статистика заключается в том, что почти все успешные предприятия добились процветания не тем путем, который был задуман изначально. Если посмотреть на успешные предприятия, которые начинали с имеющимся бизнес-планом, часто обнаруживается, что их первоначальные планы провалились, а успех пришел только когда они попробовали что-то другое. Как говорится, ни один бизнес-план не выживает после встречи с рынком. Я хотел бы обобщить это высказывание: ни один план не выживает после встречи с реальным миром.
Известный автор книг и бизнес-консультант Стивен Кови часто использует выражение «целостность в момент выбора». Это означает, что вы не должны слепо следовать планам без осознания своих целей. Например, предположим, что до сих пор все было хорошо, вы прилежно следовали своим планам, и вдруг на горизонте возникает непредвиденная возможность. Вы будете держаться первоначального плана, таким образом, потеряв появившуюся возможность, или остано́витесь и используете ее, тем самым выпав из графика? Здесь вы должны сделать паузу и еще раз пересмотреть свои цели, чтобы решить, какой из вариантов для вас предпочтительнее. Не сто́ит слепо следовать ни одному плану. Как только вы приобретаете новое знание, которое может привести к отмене плана, вам следует проявить целостность в момент выбора. Иногда вы можете достичь своих целей быстрее, срезая путь неожиданно возникающими тропинками. В других случаях следует придерживаться первоначального плана и избегать мелких ненужностей, отвлекающих внимание от ваших целей. Будьте твердыми в своих целях и намерениях, но сохраняйте гибкость в следовании планам.
Я считаю, что иметь четкую цель гораздо более важно, чем наличие четкого плана. В школе я имел очень четкое представление о своей конечной цели — стать выпускником колледжа всего за три семестра — но мои планы постоянно менялись. Каждый день я должен был получать информацию о новых заданиях, учебных проектах или тестах, и мне было необходимо приспособиться к этому бурлящему морю деятельности. Если бы я попытался сделать долгосрочный план для каждого семестра, то такой план стал бы бесполезным в течение 24 часов.
Справляйтесь за один подход
Вместо того, чтобы использовать какую-либо сложную систему организации, я остановился на самом простом: ручка и бумажный список задач. Моим единственным организационным инструментом был блокнот, в который я записывал все задания и сроки их выполнения. Я не беспокоился о необходимости какого-либо предварительного планирования или расстановки приоритетов. Я просто просматривал список и выбирал самый неотложный пункт, который можно было выполнить за то время, которое я имел в наличии. После этого я выполнял его и вычеркивал из списка.
Если мне нужно было написать курсовую работу, и на это предполагалось потратить порядка 10 часов, я выполнял всю работу за один подход, вместо того, чтобы разбивать ее на более мелкие задачи. Как правило, крупными проектами я занимался по выходным. Я отправлялся в библиотеку утром, делал необходимые исследования, а затем возвращался в свою комнату в общежитии и продолжал работу, пока конечный вариант текста не выходил из моего принтера. Если мне нужно было сделать перерыв — я делал перерыв. Не важно, насколько большим задумывался проект, или сколько недель профессор дал на его выполнение. Как только я начинал работу над одним заданием, то не отвлекался на другие, пока оно не было выполнено на 100% и готово к сдаче.
Эта простая практика сэкономила мне значительное количество времени. Во-первых, она позволила мне глубоко сосредоточиться над каждым заданием и работать очень эффективно. Много времени теряется в процессе переключения между задачами, потому что для каждой новой задачи необходимо перестраивать контекст. Концентрация на одной задаче минимизирует время, потерянное в переключении контекстов. Также, когда это было возможно, я собирал несколько заданий в рамках одной предметной области, а затем выполнял их все сразу. То есть, я делал домашние задания по математике один за одним, пока все они не были готовы. Затем я переходил к заданиям по программированию. После этого — к общеобразовательным предметам. Таким образом, я включал свой мозг в режим математики, режим программирования, режим сочинения или режим рисования и оставался в одном режиме как можно дольше. Во-вторых, эта привычка помогла мне оставаться расслабленным и держаться подальше от стресса, потому что мой ум не был загроможден непомерно большим количеством дел. Всегда было только одно дело за раз. Я забывал обо всем, что находилось за пределами текущего контекста.
Неудача — ваш друг
Большинство людей, похоже, имеют врожденный страх неудач, однако, на самом деле, неудача является вашим лучшим другом. Те, кто добивается успеха, терпят также немало неудач, поскольку предпринимают много попыток. Великий бейсболист Бэйб Руф (Babe Ruth), бывало, ставил рекорды и антирекорды в одном и том же матче. У тех, кто больше преуспевает, также больше и провалов. В неудаче нет ничего плохого или стыдного. Сожалений достойно только бездействие. Так что не бойтесь экспериментировать, стремясь увеличить свою продуктивность. Иногда самый быстрый способ узнать работает что-то или нет — просто взять и сделать это. Вы всегда можете внести коррективы уже находясь в пути. Этот подход можно назвать «готовся- пли! -целься» и, что удивительно, работает он намного лучше, чем более общепринятый «готовься- целься -пли!». Причина кроется в том, что «выстрелив», вы получаете реальные данные для корректировки цели. Слишком многие люди погрязают в трясине обдумывания, планирования и так никогда и не добираются до действия. Сколько потенциально отличных идей было упущено вами из-за застревания в состоянии аналитического паралича (т.е. «готовься-целься-целься-целься-…» ;) ?
В коледже я попробовал много сумасшедших идей, которые, как я полагал, могли бы помочь сэкономить время. Я продолжал читать литературу по управлению временем и примененял полученные знания на практике, но также у меня появилось несколько собственных идей. Большинство из них оказались провальными, но некоторые сработали. Я был готов терпеть поражение снова и снова, ради вероятности наткнуться на что-то, способное придать мне дополнительный импульс.
Поймите, что неудача — не противоположность успеха, а его неотъемлемая часть. Как только вы добиваетесь успеха, никто уже не вспоминает ваши прошлые неудачи. Компания Microsoft не была первым бизнесом Билла Гейтса и Пола Аллена. Кто теперь вспомнит, что их первый бизнес с Traf-o-Data провалился? Актер Джим Керри был освистан на многих сценах, будучи начинающим артистом. У нас есть электрические лампочки, потому что Томас Эдисон отказался сдаваться даже после 10 000 неудачных экспериментов. Если слово «провал» пугает вас, попробуйте сформулировать его по-другому: вы либо достигнете успеха, либо приобретете новый полезный опыт.
Умение избавиться от страха неудачи хорошо вам послужит. Если вы воодушевлены достижением какой-либо цели, но беспокоитесь, что не справитесь с ней — просто начните и реализуйте ее в любом случае. Даже если ничего не выйдет, вы научитесь чему-то важному и сделаете лучшую попытку в следующий раз. Большинство людей, которые ведут сегодня успешный бизнес, прошли через череду серьезных неудач перед тем, как в итоге нащупать что-то, что сработало. И я полагаю, почти все они согласятся с тем, что опыт ранних неудач был важной составляющей их будущих успехов. Я рекомендую каждому, кто только начинает свое дело, начинать выпускать продукты или оказывать услуги и не беспокоиться о том, станут ли они хитами. Скорее всего, не станут. Зато вы научитесь гораздо большему, делая что-либо, нежели бесконечно об этом думая.
Сделайте это сейчас!
Клемент Стоун (W. Clement Stone), построивший страховую империю стоимостью в сотни миллионов долларов, в начале каждого рабочего дня заставлял своих работников повторять вслух фразу: «Сделайте это сейчас!». Всякий раз, когда вы чувствуете, что вами овладевает лень, и помните, чем должны в этот момент заниматься, сделайте паузу и скажите громко: «Сделай это сейчас! Сделай это сейчас! Сделай это сейчас!». Я часто ставлю этот текст в качестве заставки на своем компьютере. Цена, которую приходится платить за откладывание дел, ужасно велика, поскольку вам приходится все время мысленно к ним возвращаться, что приводит к огромным тратам времени. Обдумывание и планирование важны, но действие — намного важнее. Вам не заплатят за мысли и планы, оплачивается только результат. Если вы сомневаетесь — смело действуйте, как будто провал невозможен. В сущности, так оно и есть.
Абсолютно необходимо развить в себе привычку принимать решения настолько быстро, насколько это возможно. Я использую правило 60-ти секунд практически для каждого решения, вне зависимости от его размера или важности. Как только все необходимые данные получены, я запускаю таймер и даю себе всего 60 секунд для принятия твердого решения. Если другого выхода нет, я даже монетку подброшу. В колледже я не мог позволить себе тратить время на раздумывания о том, когда выполнять задания. Я просто выбирал задание и работал над его выполнением. И сегодня, когда нужно решить, о чем будет следующая статья, я просто выбираю тему и начинаю писать. Я считаю, что именно поэтому я никогда не испытываю «кризис жанра». Писательский кризис — это когда застреваешь в размышлениях о чем писать, вместо собственно написания. Я не трачу времени на обдумывание, потому что слишком занят написанием. Вероятно, именно поэтому я оказался в состоянии с легкостью написать сотни оригинальных статей. Каждая статья во время написания порождает столько идей, что хватит еще на две другие, так что мой список идей с течением времени только растет. Я не могу даже представить, чтобы он когда-либо иссяк.
Слишком часто люди затягивают с принятием решений, когда откладывание не приносит никакой пользы. Обычно откладывание имеет только негативные последствия, так что даже если вы столкнулись с неопределенностью, просто стисните зубы и примите решение. Если оно окажется неправильным, вы довольно скоро об этом узнаете. Многие люди, наверное, тратят больше 60 секунд только на то, чтобы решить, чего они хотят на ужин. Если я не могу решить, что съесть, я просто беру яблоко или пару бананов и начинаю есть, и иногда я наедаюсь фруктами до того, как понимаю, чего бы хотел съесть на самом деле. Так что мой мозг в курсе, что, если он хочет не фруктов, а чего-то другого — лучше ему решать быстро. Если вы сможете ускорить темпы принятия решений, то сможете провести все остальное время в действии.
Одно исследование показало, что лучшие в мире менеджеры очень терпимо относятся к неопределенности. Другими словами, они способны решительно действовать на основании неполных и/или противоречивых данных. Многие современные отрасли ускорились до такого темпа, что к тому моменту, когда вы обладаете всей полнотой информации для принятия решения, сама возможность, скорее всего, уже давно не актуальна. Там, где не хватает данных, на которые можно положиться, руководствуйтесь своими собственными опытом и интуицией. Если решение может быть принято прямо сейчас, оно должно быть принято без промедления. Если вы не способны принять решение прямо сейчас, то выделите время, чтобы пересмотреть все возможности, и все-таки сделать это. Уделяйте время действиям, а не принятию решений. Состояние нерешительности — основной источник трат времени. Если это возможно, не тратьте на него больше 60-ти секунд. Примите твердое, немедленное решение, и перейдите от неизвестности к уверенным действиям. Определите на практике, где вы ошибаетесь, и в скором времени вы наберетесь достаточно опыта для принятия точных, разумных решений.
Безжалостно избавляйтесь от мусора
Избавьтесь от всего, на что бесполезно уходит ваше время. Чаще пользуйтесь мусорной корзиной. Возьмите за правило: «Если сомневаешься — выбрасывай». Откажитесь от бесполезных подписок. Если у вас есть журналы, которые лежат непрочитанными больше двух месяцев — выбрасывайте их; скорее всего их не стоит читать. Осознайте: все, что занимает ваше время — небесплатно. Перед тем, как подписаться на новую бесплатную рассылку или услугу, спросите себя: сколько вашего времени она будет стоить? Каждая деятельность имеет стоимость использованной (и неиспользованной) возможности. Задайте себе вопрос: «Эта деятельность стоит того, чем я ради нее жертвую?»
В колледже я был абсолютно беспощаден в отбрасывании лишнего. Однажды в колледже я сказал профессору информатики, что не собираюсь выполнять один из назначенных им учебных проектов, потому что это не кажется мне эффективным использованием времени. Для выполнения этого проекта требовалось около 10–20 часов утомительной рутинной работы, которая не научила бы меня ничему новому. Кроме того, этот проект мог лишь слабо повлиять на мою оценку по этому предмету, и так как прежде я был в нем на высоте, единственным негативным последствием моего решения могла стать оценка A- (A — «отлично», A- — «отлично с минусом» ;). Я сказал профессору, что считаю это подходящим коспромиссом и вполне согласен с такой оценкой. Я не пытался добиться от него особого отношения. Так что моя официальная оценка по этому предмету была A-, хотя лично я поставил себе A+ за то, что провел эти 10–20 часов с гораздо большей пользой.
Задайте себе вопрос: «Если бы у меня был выбор, стал бы я начинать еще раз этот проект (отношения, карьеру), зная то, что я знаю теперь?». Если ответом будет «нет» — бросайте это дело как можно скорее. Это называется осмыслением с позиций чистого листа. Я знаю множество людей, имеющих ограничивающее убеждение, которое гласит: «Всегда заканчивай то, что начал». Они тратят годы, взбираясь по лестнице только для того, чтобы в итоге осознать, что лестница была приставлена не к той стене. Помните, что неудача — это ваш друг. Так что, если какое-то из принятых вами ранее решений больше не дает полезных результатов, будьте безжалостны и избавьтесь от нее, чтобы освободить место для чего-то более подходящего. Нет ничего героического в том, чтобы посвятить свою жизнь достижению цели, которая вас уже не вдохновляет. Это еще одна ситуация, в которой следует применять принцип целостности в момент выбора. Вы должны постоянно подвергать переоценке свою текущую ситуацию, чтобы принимать точные решения о последующих действиях. Ни одно прошлое решение не играет никакой роли, если вы не готовы принять его сейчас еще раз.
Найдите и верните растрачиваемое время
Вместо того, чтобы смотреть часовое шоу по телевизору, посмотрите его в записи за 45 минут, перематывая рекламу. Не тратьте полчаса на набор длинного письма, если того же результата можно добиться с помощью 10-минутного телефонного звонка. Собирайте свои поручения вместе и выполняйте их все за раз.
Летом между моими вторым и третьим семестрами в колледже, я подыскал квартиру через дорогу от общежития, которая была чуть ближе к учебному корпусу, чем моя комната в студенческом городке. Я переехал из общежития в эту квартиру, что сэкономило мне некоторое время на передвижение каждый день. В общежитии я делил двухкомнатное жилище с двумя соседями, а квартира представляла собой однокомнатное помещение меньшего размера. Она была гораздо более эффективна. Например, я мог работать над заданиями по программированию и одновременно готовить ужин, потому что мой рабочий стол был всего в нескольких шагах от плиты.
Часто люди начинают работу над повышением своей эффективности с избавления от затратных по времени привычек, но я думаю, что это неправильно. Оптимизировать личные привычки нужно позже. В первую очередь должна появиться ясность целей. Если у вас нет ясности, то попытки приобрести более эффективные привычки и избавиться от неэффективных обречены на провал. У вас не окажется достаточно сильной причины использовать свое время с пользой, так что будет легко сорваться при первых же трудностях. Вам нужна большая, привлекательная цель, чтобы сохранять мотивацию. Смысл экономить 15 минут на каком-то деле есть только в том случае, если вы полны желания использовать эти 15 минут с большей пользой.
Например, вам вроде как нравится ваша работа, но не настолько, чтобы заботиться об экономии лишних 15 минут, даже если общая экономия может составлять несколько часов каждый день. Но если вы поработали над развитием в себе чувства цели, и оно поселилось глубоко в вашей душе, то вы будете автоматически мотивированны на лучшее использование своего времени. Если вы разобрались с высшим уровнем своей жизни (цель, смысл, духовные верования), то более низкие уровни (привычки, обычаи, действия) будут иметь тенденцию к самостоятельной оптимизации.
Используйте правило «80–20»
Также известное под названием принципа Парето, правило 80–20 гласит, что 20% затраченных на задачу усилий дают 80% выполнения этой задачи. И наоборот, 80% усилий тратится на 20% результата. В колледже я безжалостно применял этот принцип. Были недели, когда я пропускал до 40% лекций, поскольку присутствие на них зачастую было для меня не самым эффективным способом обучения. И, как я уже отметил, я мог запросто отказаться выполнять задание, если считал, что оно не стоит моего времени. На занятиях по одному из математических курсов я показался лишь дважды, так как намного быстрее мог изучить материал по книгам, нежели из лекций. Я просидел их полностью только два раза: в середине курса и в конце. Я показывался в начале каждой лекции, чтобы сдать домашнее задание, и в ее конце, чтобы получить следующее. Я получил наивысшую оценку по этому предмету, хотя преподаватель, скорее всего, понятия не имел кто я такой. Остальные студенты играли по правилам и не осознавали, что они вправе изобрести свои собственные. Определите, какая часть вашей жизни входит в ключевые 20%, и сфокусируйте свои усилия на ней. Будьте абсолютно безжалостны, отказываясь тратить время на то, что не приносит соответствующих результатов. Вкладывайте свое время в дела, которые могут окупиться сторицей.
Охраняйте собственное время
Чтобы работать эффективно, вам нужны ничем не прерываемые блоки времени, в которые вы посвящены значимой деятельности. Когда вы знаете наверняка, что вас никто не будет прерывать, ваша производительность гораздо, гораздо выше. Когда вы принимаетесь за работу над какой-то конкретной, интенсивной задачей, выделяйте на нее отрезки времени, на протяжении которых вы не будете заниматься ничем другим. Я обнаружил, что минимум 90 минут идеально подходит для одного блока.
Возможно, вам придется договариваться с другими людьми, которые вас окружают, чтобы создать такие блоки непрерывного времени. Если необходимо, заранее предупредите остальных не прерывать вас в течение определенного периода времени. Пригрозите им физической расправой, если дела совсем плохи. Во времена учебы я запирал изнутри дверь своей спальни пока работал, так что мои соседи знали, что меня нельзя беспокоить. Хотя каждая комната в общежитии и была предназначена для двух человек, я немного доплачивал за возможность жить в комнате одному. Таким образом, у меня всегда было личное пространство для работы. Когда у меня выдавалась минутка на общение, я оставлял дверь открытой; иногда я играл в компьютерные игры с одним из соседей по комнате. Если вы работаете в условиях частых прерываний, которые негативно сказываются на вашей продуктивности — изменените обстановку любой ценой. Некоторые люди сообщали мне, что дали прочитать эту статью своему начальству, и это помогло убедить последних принять меры для сокращения ненужных прерываний.
Хотя для некоторых людей полезно выделение определенных периодов времени для работы над задачей, я заметил, что сам лучше всего работаю длинными временны́ми отрезками, без специфических рамок. Я часто определяю время начала задачи, но время окончания обычно оставляю открытым. Всякий раз, когда это возможно, я просто занимаюсь задачей сколько могу, пока в конце концов не начинаю испытывать голод или другие телесные потребности. Я часто работаю более 6 часов подряд без перерыва над одним проектом. Хотя короткие перерывы в работе часто рекомендуются для увеличения производительности, мне кажется, что эта стратегия является скорее результатом исследований плохой мотивации работников на промышленных предприятиях, и не так хорошо применима в отношении хорошо мотивированной творческой деятельности. Я выяснил, что для меня лучше сохранить импульс насколько возможно, а не измельчать задачу на меньшие куски, подвергаясь опасности в перерывах отвлечься на что-то постороннее.
Чтобы войти в состояние потока, в котором вы полностью поглощены задачей и теряете чувство времени, требуется около 15 минут. Каждый раз, когда вы прерываетесь, потребуется еще 15 минут, чтобы в него вернуться. Как только вы вошли в состояние потока, защищайте его не на жизнь, а на смерть. В этом состоянии вы способны проделать огромный объем работы и пережить полное единение с задачей. Когда я нахожусь в потоке, у меня полностью отсутствует чувство прошлого или будущего. Я просто ощущаю себя один на один со своей работой.
Хотя иногда я и страдаю от известной проблемы, когда задача растягивается, чтобы заполнить отведенное на нее время (так называемый закон Паркинсона), чаще всего я прихожу к выводу, что оно того стоит. Например, если я занимаюсь оптимизацией своего сайта, то зачастую новые идеи оптимизации приходят прямо в процессе работы, и как правило я продолжаю работать и осуществляю эти новые идеи немедленно. Я считаю, что начинать действовать в момент рождения идеи — более эффективно, чем откладывать ее воплощение в жизнь на более позднее время.
Работайте все время, когда вы работаете
На протяжении каждого из таких священных блоков делайте только то, на чем вы сконцентрированы. Не проверяйте почту или новости, не блуждайте по сайтам. Если у вас возникает такой соблазн, то отключите интернет-соединение на время работы. Отключите телефон, или просто не отвечайте на звонки. Сходите в уборную перед тем, как начать, и позаботьтесь о том, чтобы вас не беспокоило чувство голода. Вообще не вылезайте из своего кресла. Ни с кем не разговаривайте в этот период.
Решите, что именно вы должны делать, а потом не занимайтесь ничем кроме этого. Если у вас в подчинении находятся другие люди, периодически интересуйтесь у них, что́ является их первоочередной задачей, и проверяйте, не занимаются ли они чем-то другим. Если кто-то отвечает на письмо, то это должно быть самой главной задачей для этого человека в данный момент времени. Если нет, то, грубо говоря, этот человек просто тратит время зря.
Если вам нужен перерыв, тогда сделайте настоящий перерыв и не занимайтесь никакой деятельностью. Не надо полу-работать во время перерыва, если вы считаете, что вам необходим отдых и восстановление. Проверка электронной почты или веб-серфинг — это не перерыв. Во время перерыва закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов, послушайте расслабляющую музыку, немного прогуляйтесь, вздремните или сьешьте свежих фруктов. Отдыхайте, пока не почувствуете готовность плодотворно работать снова. Когда вам нужен отдых — отдыхайте. Если нужно работать — работайте. Либо работайте со 100%-й отдачей, либо не работайте вообще. Отдыхайте столько, сколько вам нужно, это абсолютно нормально. Главное — не позволяйте своему отдыху пересекаться с рабочим временем.
Используйте многозадачность
Количество новых знаний в определенных областях растет так быстро, что все, что вы знаете о своей работе, скорее всего, непрерывно устаревает. Единственным решением является постоянное поглощение новых знаний с максимально возможной скоростью. Многие навыки, которые я использую в своем бизнесе сегодня, вообще не существовали пять лет назад. Лучшим способом оставаться в теме, по моему мнению, является использование многозадачности для чтения книг и прослушивания аудиопрограмм.
Читайте во время рекламы, когда смотрите телевизор. Если вы мужчина — читайте, пока бреетесь. Я пользуюсь электрической бритвой и читаю по 2–3 минуты во время бритья каждый день. Благодаря этому я изучаю по две дополнительные статьи каждую неделю, что составляет более сотни статей в год. Эта привычка прививается очень легко. Просто возьмите пару журналов или распечатайте несколько статей, на прочтение которых у вас никак не хватает времени, и положите их в своей ванной комнате. Выходя их дома, всегда берите по крайней мере одну статью с собой. Если вам придется стоять в очереди, например, в почтовом отделении или продуктовом магазине, достаньте ее и прочитайте. Вы будете удивлены, сколько дополнительных знаний можно получить, читая во время деятельности, не требующей умственной активности.
Слушайте образовательные аудио-программы, когда только это возможно. Слушайте их всякий раз, сидя за рулем. Один из лучших способов экономии времени — напрямую учиться у людей, уже обладающих необходимыми вам умениями. Аудио-программы зачастую содержат больше практического материала, чем вы бы узнали, посещая занятия в университете. Тогда как люди с высшим образованием в области маркетинга или бизнеса обучаются у университетских профессоров, вы можете учиться у миллионеров и миллиардеров, которые знают не понаслышке, что работает в реальном мире.
Многозадачность была, пожалуй, самым важным умением, благодаря которому я закончил колледж за три семестра. Мой средний день состоял из семи–восьми часов занятий. Однако по вторникам в последнем семестре я занимался от звонка до звонка с 9 утра до 10 вечера. Поскольку в каждом семестре я посещал более десяти курсов, то каждую неделю мне приходилось сдавать по несколько тестов и учебных проектов. Я не мог заниматься вне колледжа — почти все остававшееся время у меня отнимала работа. Поэтому я был вынужден схватывать все на лету. Если учитель писал что-то на доске, я запоминал это в тот же момент; я не мог позволить себе отложить заучивание на потом и отстать. Во время относительно спокойных занятий я делал домашние задания, работал над алгоритмами для работы или уточнял свое расписание. Вы, скорее всего, тоже в состоянии найти множество возможностей для применения многозадачности. Когда вы заняты физической активностью — едете за рулем, готовите пищу, совершаете покупки или просто прогуливаетесь — займите свой мозг прослушиванием аудио-программ или чтением.
Может показаться, что идея многозадачности противоречит предыдущему совету работать все время, когда вы работаете. Тем не менее, предыдущий совет относится к интенсивной работе, когда вы должны сосредоточить все свои умственные ресурсы для того, чтобы выполнить задачу наилучшим образом, а этот — применим к занятиям с невысокой интенсивностью, таким, как стояние в очередях, приготовление пищи, перемещение в транспорте или пешком, когда у вас полно возможностей параллельно де