01 февраля 2014 года в01.02.2014 22:54 1 0 10 3

Психологические термины, которые встречаются в книгах и статьях (сохраняем себе)

Агрессия (агрессивность) — стремление причинить вред окружающим.

Вербальная агрессия — склонность ру­гаться, грубить, делать замечания и т.п.

Защитная агрессия — агрессия, выз­ванная ощущением угрозы со стороны окружающих.

Невротическая агрессия — агрессия, вызванная общим неблагоприятным самоощущением.

Адаптация — приспособление к новым ус­ловиям.

Социальная адаптация — приспособ­ление к жизни в обществе.

Адекватность поведения — соответствие поведения ситуации и общепринятым стандартам.

Адекватность представлений — соответ­ствие представлений жизненной реально­сти и общепринятым стандартам.

Акцентуация— ярко выраженное своеоб­разие характера, не доходящее до степе­ни патологии.

Амбивалентность — двойственность, со­существование у человека противореча­щих друг другу тенденций (переживаний, стремлений, представлений и т.п.).

Анамнез — сведения о предшествующем ходе развития ребенка.

Антисоциальность — отрицательное отно­шение к социальным нормам, стремление противодействовать им.

Асоциальность — безразличие к соци­альным нормам или их непонимание.

Астения, астеническое состояние — нервное истощение, ослабленность, по­вышенная утомляемость. Астеничность — склонность к возник­новению астении.

Аутизм — тяжелое психическое отклоне­ние, характеризующееся грубыми нару­шениями общения. Аутизация — ослабление контактов с ок­ружающими.

Вандализм— разрушение или повреждение материальных ценностей.

Вытеснение — один из механизмов психо­логической защиты: исключение из со­знания травмирующих переживаний.

Вязкость — см. Ригидность.

Гиперактивность (двигательнаярастор-моженность) — пограничное нервно-психическое расстройство, проявляюще­еся в импульсивности, неусидчивости, отвлекаемости.

Гиперкомпенсация — компенсаторные ме­ханизмы, внешне противоположные лич­ностным особенностям, для компенсации которых они предназначены.

Гиперконтроль — см. Тревожный гипер­контроль.

Гиперопека — система отношений в семье, при которой ребенка чрезмерно опекают и контролируют, не предоставляют ему достаточной свободы.

Гиперсоциальность — стремление макси­мально соответствовать социальным нор­мам и требованиям.

Гипертимный тип — психотип, характе­ризующийся повышенной активностью, общительностью, низкой чувствительно­стью, слабым самоконтролем.

Гипертимная акцентуация — особо ярко выраженный гипертимный тип.

Гипомания, гипоманиакальное состоя­ние — патологическое возбуждение, сверхвысокая активность, эйфория (при­поднятое, возбужденное состояние).

Двигательная расторможенность — см.Гиперактивность.

Девиантное (отклоняющееся) поведение — поведение, не соответствующее соци­альным нормам.

Демонстративность — повышенная по­требность во внимании к себе, стремле­ние всегда быть в центре внимания. Демонстративный тип — психотип, характеризующийся высоким уровнем демонстративности и эмоциональ­ной лабильности.

Депрессия, депрессивное состояние — патологическое снижение настроения и падение активности.

Депрессивная тенденция — склонность к возникновению депрессии.

Дефект — необратимое нарушение или выпадение какой-либо функции.

Интеллектуальный дефект — необра­тимое нарушение мышления (ум­ственная отсталость).

Диагностика (психологическая) — выяв­ление психологических особенностей че­ловека.

Дисфория — мрачная раздражительность.

Доминантность — тенденция занимать руководящее положение в системе отно­шений с другими людьми.

Жизненная сфера — определенная сторо­на жизни, относительно независимая от других сторон (семейная, школь­ная, сфера межличностного общения, интимная).

Задержка психического развития (ЗПР) — см. Нарушение обучаемости.

Защитное фантазирование — см. Ком­пенсаторное фантазирование.

Импульсивность — склонность к соверше­нию необдуманных случайных действий.

Интровертность — замкнутость, высокая избирательность в общении.

Интровертный тип — психотип, ха­рактеризующийся оригинальностью, низкой конформностью, склоннос­тью к умозрительным построениям. Инфантилизм — незрелость, «детскость».

Психофизический инфантилизм — от­ставание от фактического возраста как по психологическим, так и по физио­логическим признакам. Ипохондрия — повышенное беспокойство о своем здоровье.

Истерия — психическое заболевание, час­то приводящее к появлению соматичес­ких (телесных) болезненных симптомов без каких-либо физиологических причин.

Истероидная акцентуация — сочетание высокого уровня демонстративноети со склонностью к вытеснению травмирующих переживаний.

Истероидный фасад — истероидное по­ведение у личности с другой домини­рующей акцентуацией.

Когнитивные (познавательные) процес­сы — психические процессы, направлен­ные на познание окружающего мира (вос­приятие, мышление, память, внимание).

Компенсаторное (защитное) фантази­рование — один из механизмов психо­логической защиты: погружение в фан­тазии и мечты, смягчающие отрицатель­ные переживания.

Компенсация — выработка механизмов, помогающих преодолеть неблагоприят­ные психологические особенности.

Конформность — стремление быть «таким как все».

Личностные особенности — устойчивые психологические образования, мало ме­няющиеся со временем.

Нарушение обучаемости (задержка пси­хического развития, ЗПР) — локальные отклонения в развитии тех или иных пси­хических функций при сохранности ос­новных интеллектуальных операций.

Невроз, невротическое состояние — погра­ничное психическое расстройство; харак­теризуется снижением продуктивности де­ятельности, эмоциональными нарушения­ми; при неврозе часты тики, навязчивые движения, энурез, страхи, нарушения сна.

Негативизм — противодействие требова­ниям.

Негативное самопредъявление — привле­чение к себе внимания посредством на­рушения норм и требований.

Олигофрения — см. Умственная отста­лость.

Организация действий— навыки построе­ния своей работы: ее планирование, про­верка и др.

Органическое поражение мозга — след­ствие нарушений развития плода во внут­риутробном периоде, родовых травм, ас­фиксии, сотрясений мозга и др.

Паранойяльность — подозрительное, на­стороженное отношение к окружающим.

Пассивность — признак утомления или не­благоприятного психологического со­стояния.

Патологическое состояние — серьезное психическое расстройство, требующее медицинского вмешательства.

Педагогическая запущенность — след­ствие отсутствия необходимого обучения и воспитания.

Относительная педагогическая запу­щенность — отсутствие коррекцион-ного обучения, необходимого ребен­ку с отклонениями в развитии.

Перфекционизм — стремление выполнять любую работу на высшем уровне; приво­дит к застреванию на несущественных мелочах, отказу от работы при сомнени­ях в своей способности выполнить ее до­статочно успешно.

Пограничные состояния — отклонения, нарушающие нормальную жизнь и дея­тельность человека, но не приводящие к его инвалидизации.

Познавательные процессы — см. Когни­тивные процессы.

Проекция — один из механизмов психоло­гической защиты: приписывание своих переживаний и стремлений другим людям.

Психастеническая акцентуация {тре­вожно-мнительный характер) — силь­но повышенная тревожность, недоста­ток уверенности в себе, выраженная ас-теничность.

Психоз, психотическое состояние — пси­хическое расстройство, для которого ти­пичны неадекватность поведения, нарушения ориентации в пространстве и вре­мени, продуктивная симптоматика (бред, галлюцинации и т.п.).

Психологическая защита — механизмы, помогающие сохранить благоприятное психологическое состояние, несмот­ря на наличие психотравмирующих факторов.

Психологическое состояние — особенно­сти человека, существенно меняющиеся со временем.

Психомоторный тонус — напряжение мышц, связанное с психологическим со­стоянием и непосредственно не опреде­ляемое выполняемым движением.

Психопатия — патологический характер, резко затрудняющий социальную адап­тацию.

Психопатоподобное поведение — вы­сокая импульсивность, нарушение со­циальных норм.

Психосоматические заболевания — теле­сные болезни, вызванные психологичес­кими причинами.

Психотип — общий склад личности, опре­деляющий ее деятельность, взаимоотно­шения с людьми и с миром. Рационализация — один из механизмов психологической защиты: подмена сво­их неблаговидных побуждений более приемлемыми.

Резонерство — склонность к рассуждени­ям, не относящимся к выполняемой дея­тельности.

Ригидность (вязкость) — склонность по­долгу застревать на каких-либо пережи­ваниях.

Ригидный тип — психотип, характери­зующийся высоким уровнем активнос­ти, стремлением все делать «так, как надо» и заставлять других действовать так же.

Самоконтроль — способность к сознатель­ному управлению своим поведением.

Сензитивность — высокая чувствитель­ность к физическим стимулам и к соци­альным факторам.

Сензитивный тип — психотип, харак­теризующийся высокой чувствительно­стью, астеничностью и тревожнос­тью.

Соматические заболевания — телесные (не нервные и не психические) заболевания.

Социализированность — владение соци­альными нормами.

Социальная дезориентация— низкая чув­ствительность к социальным нормам, на­рушение их иерархизации.

Стресс — реакция на необходимость при­спосабливаться к неблагоприятной или резко изменяющейся ситуации. Устойчивость к стрессу — способ­ность выдерживать психологические нагрузки, не испытывая состояния стресса.

Субдепрессия — снижение настроения, не доходящее до уровня депрессии.

Тик — непроизвольное подергивание мышц.

Тревога — беспокойство, волнение, ощу­щение угрозы, ожидание неопределён­ной опасности.

Тревожность — склонность к возникнове­нию состояния тревоги, неуверенность в себе, опасения, страхи.

Тревожный гиперконтроль — стремле­ние все время контролировать себя, мешающее выполнению автоматизи­рованных действий.

Тревожно-мнительный характер — см. Психастеническая акцентуация.

Умственная отсталость (олигофрения) — общее интеллектуальное снижение, делающее невозможной полноценную социальную адаптацию.

Уровень притязаний — степень успешнос­ти, на которую человек претендует; край­не неблагоприятно сочетание завышенно­го уровня притязаний со сниженной само­оценкой.

Фобия — навязчивый страх, боязнь ситу­аций, не представляющих непосред­ственной угрозы: закрытых помещений,

открытых пространств, высоты, глубины и др.

Фрустрация — неудовлетворенность по­требности.

Шизоидная акцентуация — интровертность, трудности в общении, преоблада­ние интеллектуальной сферы над эмоци­ональной.

Экстравертность — общительность, склонность к широким контактам.

Эмоциональная лабильность — склон­ность к легкой смене настроений, неус­тойчивость переживаний.

Эмоциональная напряженность — воз­буждение, ощущение, что необходимо срочно что-то сделать, но неясно, что именно.

Эмоциональное возбуждение — особо высокая активность, повышенная готов­ность к действию.

Энурез — недержание мочи,

Эпилептоидная акцентуация — чрезмер­ное внимание к мелочам, эксплозивность (взрывчатость), высокая ригидность.

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

LOVESUMMERANDWINTER — Это просто Вьюи блог

403

Я не смогла найти причину быть с тобой, но без тебя ...

350

включи во мне свет

353

мудрость есть синергия сердца и разума

350

— Нельзя вот так здороваться с прохожими, не то все поймут, что ты живой. — Это плохо? — Это не плохо, просто непривы...

348

— Ничто не возникает ниоткуда. — Что ты! Порой из ничего выходит множество приятностей.

361

Бывает, куда-то идёшь — подождёшь, и куда-то придёт ...