08 января 2014 года в08.01.2014 23:40 11 0 10 1

Работаем над мимикой и речью

Изменились условия жизни, труда, появились новые профессии, виды спорта, новые формы проведения досуга. Значит, нужны и новые методики по физической культуре.
Я предлагаю новую методику, направленную на повышение работоспособности дыхательной системы детей младшего школьного возраста через укрепление всех групп мышц, участвующих в дыхании. В методике учтены факторы, оказывающие влияние на формирование дыхания, – онтогенетический, генетический, биомеханический, психологический, социальный, бытовой, физиологический и другие. Под их воздействием формируется топография дыхательных мышц, которая и обусловливает характеристики дыхания. Комплексы физических упражнений данной методики позволяют изменить топографию дыхательных мышц и тем самым воздействовать на глубину, частоту дыхания, повысить тренируемость дыхательной системы в режиме учебного дня и на уроках физической культуры. Методика оказывает также комплексное воздействие на состояние опорно-двигательного аппарата, пищеварительную систему, систему регуляции температуры тела, речевую и мимическую функции, повышая качество коммуникативного компонента личности.
Занятия проводятся в игровой форме.
В методику вошло три основных комплекса упражнений.
Первый комплекс направлен на укрепление мышц, участвующих в дыхании и принимающих участие в формировании носового и ротового дыхания. К этим мышцам относятся круговая мышца рта, подбородочные и ланитные мышцы, квадратные мышцы нижней губы, мышцы, опускающие перегородку носа, большие скуловые мышцы и квадратные мышцы верхней губы, а также двубрюшные, челюстно-подъязычная и грудино-подъязычные мышцы. Они влияют на формирование дыхания носом (правильного) или ртом (неправильного в спокойном состоянии, приемлемого и необходимого при высокой физической нагрузке и неотъемлемого при выполнении некоторых спортивных упражнений, таких, например, как плавание), а также формирование строения носовой полости. Специальные упражнения, разработанные мной, направлены на укрепление этих мышц и способствуют позитивному осуществлению вышеперечисленных функций. Эти мышцы совмещают дыхательную функцию с речевой и мимической, поэтому упражнения улучшают и эти функции.
Второй и третий комплексы направлены на укрепление дыхательных мышц, расположенных в верхнем плечевом поясе, шее и частично на туловище. Упражнения второго комплекса укрепляют мышцы вдоха, повышая их устойчивость к утомлению. Упражнения третьего комплекса направлены на укрепление мышц выдоха и оказывают также положительный эффект на функцию опорно-двигательного аппарата и пищеварительной системы.
Упражнения рекомендуется выполнять последовательно, в несколько повторений, в два подхода. Между подходами проводится контрольное измерение задержки дыхания на вдохе или выдохе либо отдых не более 1,5 минуты. Рекомендуемое число повторений без остановки: 3–4–6.
Выполнение всех упражнений по порядку (одно повторение) занимает примерно от 20 до 45 секунд. Выполнение 6 повторений (1-го подхода) без остановки занимает примерно от 2 до 4,5 минуты.
Последовательность может быть изменена, однако заключительным неизменно должно оставаться упражнение для щечных мышц.
Комплекс рекомендуется применять не только на уроке физической культуры, но и на внеурочных занятиях 2 и более раз в неделю.
В заключение каждого занятия дети могут поиграть 1,5–3 минуты. Специально разработанные игры даны в приложении.

Данная методика была внедрена
автором-разработчиком Анной БЕЛЯЕВОЙ
и учителем физической культуры Владимиром ЗАМИЛАЦКИМ
в средней общеобразовательной школе № 1 г. Куровского,
Московская область

Исходное положение (и.п.) для всех упражнений: мышцы лица должны быть расслаблены, упражнения можно выполнять сидя, стоя, лежа, при ходьбе.

1. Для больших скуловых мышц
Приподнять углы рта вверх (улыбнуться) и вернуться в и.п., т.е. расслабить все мышцы лица.
Контроль правильности выполнения: при правильном выполнении упражнения щеки подняты вверх, давят на нижние веки и поднимают их, приподнятые нижние веки закрывают часть радужной оболочки глаза, носогубные складки изгибаются в нижней части выпуклостью наружу, а выражение лица становится таким же, как при смехе или улыбке.
Методические рекомендации: попросите детей припомнить недавние радостные события и выразить на лице чувства радости, удовлетворения, удовольствия, счастья, состояния веселья, довольства и благополучия, которые они тогда испытывали.

2. Для наружных частей квадратной мышцы верхней губы (упражнение первое)
Приподнять середину верхней губы и носогубную складку и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: лицо приобретает плаксивое выражение, носогубная складка приподнимается вверх и верхним концом заворачивается к носу, крыло носа тоже подтянуто вверх.
Методические рекомендации: попросите детей пофантазировать, отчего можно заплакать, например, упал и ободрал коленку, сломал игрушку, и изобразить на лице готовность пролить слезы.

3. Для наружных частей квадратной мышцы верхней губы (упражнение второе)
Расширить ноздри и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: ноздри расширены, а остальные мышцы лица расслаблены.
Методические рекомендации: попросите детей расширить ноздри как бы для глубокого вдоха.

4. Для внутренней части квадратной мышцы верхней губы и носовых мышц
Сузить ноздри, опустив их вниз и вернуться в и.п.
Методические рекомендации: попросите детей изобразить, как они принюхиваются к едва уловимому запаху.

5. Для мышц, опускающих перегородку носа
Оттянуть вниз перегородку носа и середину верхней губы и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: при правильном выполнении упражнения середина верхней губы опущена, ноздри сужены, а губы как бы «поджаты».
Методические рекомендации: попросите детей изобразить смущение и нежелание разоблачения.

6. Для наружной части круговой мышцы рта
Вытолкнуть вперед сжатые губы, вывернув их наружу, и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: при правильном выполнении упражнения рот закрыт, губы сложены «трубочкой» и вывернуты наружу.
Методические рекомендации: попросите детей изобразить, каким могло бы быть выражение лица у человека, испытывающего чувства неудовольствия или разочарования.

7. Для внутренней части круговой мышцы рта
Сузить рот, как для произношения гласных «у» или «ю», но губы при этом не разжимать, и вернуться в и.п.
Методические рекомендации: попросите детей представить, что они сжимают губами карандаш так, чтобы его не уронить, или попросите их изобразить, какое выражение лица может быть у человека, погруженного в размышления или проявляющего строгость.

8. Для наружной и внутренней частей круговой мышцы рта
Сжать губы, завернув их внутрь, и вернуться в и.п.
Методические рекомендации: попросите детей представить и показать, какое выражение лица может быть у смущающегося человека.

9. Для треугольных мышц рта
Опустить углы рта и нижние концы носогубных складок и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: при правильном выполнении нижние концы носогубной складки заворачиваются внутрь, углы рта опущены, выражение лица становится как у человека, который мог бы испытывать презрение.
Методические рекомендации: попросите детей показать, какое выражение лица может быть у человека, испытывающего презрение.

10. Для квадратных мышц нижней губы
Вывернуть нижнюю губу вниз и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: нижняя губа растянута в обе стороны, а на лице появляется выражение отвращения.
Методические рекомендации: попросите детей показать, какое выражение лица может быть у человека, испытывающего отвращение.

11. Для подбородочных мышц
Сморщить и поднять кожу подбородка, поднимая при этом нижнюю губу, и вернуться в и.п.

12. Для щечной мышцы с левой стороны
Тянуть левый угол рта в левую сторону и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: на щеке с левой стороны образуются складки, а выражение лица становится таким, как при кривой усмешке.

13. Для щечной мышцы с правой стороны
Тянуть правый угол рта в правую сторону и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: на щеке с правой стороны образуются складки, а выражение лица становится таким, как при кривой усмешке.

14. Для двубрюшных, челюстно- подъязычной и грудино- подъязычных мышц
Опустить нижнюю челюсть, как бы произнося «о», и вернуться в и.п.
Методические рекомендации: попросите детей изобразить, как они произносят «о», не размыкая губ, или изобразить, какое выражение лица может быть у человека, испытывающего сильное удивление.

15. Для подкожных мышц шеи
Натянуть кожу нижней части лица и шеи с обеих сторон вниз и в обе стороны и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: на шее с обеих сторон появляются продольные валики и горизонтальные кожные складки, как при очень больших физических усилиях, сильных болях, страданиях, сильном страхе, ужасе или гневе, крике или рыдании.
Методические рекомендации: попросите детей изобразить большое физическое усилие, как, например, при поднятии чего-то очень тяжелого.

16. Для подкожной мышцы шеи с левой стороны
Натянуть кожу нижней части лица и шеи с левой стороны вниз и в левую сторону и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: на шее с левой стороны появляются продольные валики и горизонтальные кожные складки, как при очень больших физических усилиях, сильных болях, страданиях, сильном страхе, ужасе или гневе.
Методические рекомендации: попросите детей изобразить большое физическое усилие, как, например, при поднятии чего-то очень тяжелого, или чувство боли, когда, например, щиплет ободранную коленку.

17. Для подкожной мышцы шеи с правой стороны
Натянуть кожу нижней части лица и шеи с правой стороны вниз и в правую сторону и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: на шее с правой стороны появляются продольные валики и горизонтальные кожные складки, как при очень больших физических усилиях, сильных болях, страданиях, сильном страхе, ужасе или гневе.
Методические рекомендации: попросите детей изобразить большое физическое усилие, как, например, при поднятии чего-то очень тяжелого, или чувство боли, когда, например, щиплет ободранную коленку.

18. Для мышц бровей
Сдвинуть брови, подняв внутренние концы, вернуть их в и.п.
Контроль правильности выполнения: образуются вертикальные складки между бровями, внутренние концы бровей сближаются и поднимаются.
Методические рекомендации: попросите детей изобразить затаенную душевную боль, му­чительные воспоминания.

19. Для лобных мышц
Поднять брови и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: образуются горизонтальные складки на лбу, брови и верхние веки несколько поднимаются, глаза раскрываются.
Методические рекомендации: попросите детей изобразить внимание, удивление или испуг.

20. Для круговых мышц глаза
Зажмурить глаза и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: веки сомкнуты, на веках образуются складки.
Методические рекомендации: попросите детей зажмурить глаза, изобразив ожидание сюрприза, блаженство, предвкушение.

21. Для щечных мышц
Надуть щеки и с силой вытолкнуть воздух изо рта, затем вернуться в и.п.

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

TINAARGENTINA — tinaargentina

11

Работаем над мимикой и речью Изменились условия жизни, труда, появились новые профессии, виды спорта, новые формы проведения досуга. ...

11

Основы мимики Лицо Упражнение /мимический этюд из репертуара Марселя Марсо/ «Шторка» - артист прикладывает к лицу ...

9

36 полезных привычек для девушек. ● Каждый день засыпать и просыпаться в одно и то же время. ● Завтракайте, обедайте и ужинайте тоже в...

11

Ночью

Я тут подумала. Вся проблема в том, что я не знаю точно, чего хочу, несмотря на то что постоянно составляю себе кучу всяких планов. Нужно...

16

Браслетики