Год: 2009
Страна: Германия, Россия, Великобритания
Слоган: «Реальная история о любви и ненависти, страсти и терпимости, об интригах и вере»
В главных ролях: Кристофер Пламмер, Хелен Миррен, Пол Джаматти, Джеймс МакЭвой, Джон Сессионс, Патрик Кеннеди, Керри Кондон, Энн-Мэри Дафф, Томас Спенсер, Кристиан Гол.
Режиссер: Майкл Хоффман
Фильм о последних месяцах жизни Льва Толстого. Поскольку режиссер не русский, конечно интересно было соприкоснуться с мнением запада, с информацией освоенной творцами по ту сторону бывшего железного занавеса. Британцы смогли. Сами понимаете фильм о великих снимать не просто, мало места для фантазии и художественного вымысла, а именно эти вещи делают картину живой. Я вообще мало видела живых фильмов о Толстом, да и о прочем русском дворянстве. Вечно фоном проходят лесные дороги, опушки в цветах, березовые рощи, старые помещичьи усадьбы, пруды с лилиями и бесконечные беседы за чаем. И здесь все это есть, красиво все же, хоть и повторяется. Обстановку пытались воспроизвести по максимуму. Лица мужчин хороши и похожи на, образно говоря, рязанские морды, женщины же худосочны, с манерами и ужимками, абсолютно далекими от цветущего русского типажа. Толстой хорош, но с лицом намного интеллектуальнее и интереснее, чем в жизни. Но что это я о второстепенном. Фильм хороший, Оскар достался Хелен Миррен за роль Софьи Андреевны. Режиссер, учитывая тему, оживил картину как мог. Правда страшные сомнения у меня вызвала сцена секса между Толстым и Софьей, учитывая почтенный возраст и попутные слова: "Я твоя курочка, ты мой петушок". Уж не думаю, что такие вещи можно было почерпнуть из каких-то мемуаров. Думаю, это лишнее. Основной конфликт картины - борьба за наследие великого писателя (тут и материальные ценности и права на произведения). Претендовали на него две группы людей: семья во главе с очень предприимчивой женой Толстого Софьей Андреевной и община толстовцев, проповедующая его учение и существующая на его средства. Вполне понять можно его жену, родившую ему 13 детей и вручную шесть раз переписывающую роман "Война и мир", но можно понять и писателя, идущего в реализации своих идей до конца. Буфером между сторонами стал новый секретарь Толстого. Его сердце разрывалось, видя двух глубоко любящих людей, но не находящих общего языка. В фильме все пропорционально, по журналистски рационально. В начале даны разъяснения для тех, кто не знает кто такой Толстой или подзабыл основные постулаты его учения. Любовная линия между новым секретарем писателя и членом общины Машей значительно скрасила фильм. Вообще снято гладко, добротно, со вкусом. Основная драма разворачивается в конце, я плакала. Жаль потерянной любви, жаль нескладной жизни. Есть просчеты, но о них говорить не хочется, ибо труд достоин уважения. Скажу еще немного о мелочах: не понравилась мне классическая музыка за кадром и озвучка Толстого актером Петренко. Уж очень специфичен его голос, сразу всплывают в памяти все сыгранные роли в картинах "Жених", Граф Монте Кристо, 12 и это мешало. Но, возможно, это лично мое.