Записки юного врача.
Морфий
М.А.Булгаков
(1925-1926, 1927)
Два вечера. Точнее две ночи - я сажусь читать после 12 ночи: иду на кухню, закрываюсь, в тепле и с чашкой чая, до тех пор, пока мама не погонит спать. Так вот, на эти рассказы у меня ушло два таких вечера. Полное погружение в написанное. Так страшно. Как нелепо и страшно жить на свете! - пишет Михаил Афанасьевич в рассказе "Вьюга". Чего только не происходит с людьми… Но большее впечталение на меня произвел "Морфий". История о зависимом враче, который сам не хочет признавать свою зависимость: Действительно, morphium hidrochlorum грозная штука. Привычка к нему создается очень быстро. Но маленькая привычка ведь не есть морфинизм? Наивно было так полагать. И к чему это его привело? Ненависть к людям, к окружающему, рвота, галлюцинации, кража морфия, побег с лечения, и в конце концов… смерть. А ведь человек всего-навсего хотел избавиться от желудочной боли. Я его прекрасно понимаю: у самой гастродоуденит и панкреатит - боли адские, таблетки плохо помогают, не вылечивается, т.к. перешло в хроническую форму… Но вернемся к рассказам. Я узнала, что они отчасти автобиографичны. Оказывается, Михаил Афанасьевич сам был врачом, а в 26 лет начал употреблять морфий. Возможно, что в "Морфии" он как раз и описывает свои собственные ощущения. Но это страшный, пугающий рассказ. Однако, это гениальная вещь, и если ты учишься в меде - прочитай, поучительно, не пожалеешь. Всё-таки, я сама не доверилась бы молодому неопытному врачу. Если брать в пример эти рассказы: зуб вырвал с лункой, при родах сломал ребенку ручку, горло надрезал и хлынула кровь, потому что не знает где и что… Страшно, вот так доверишься ему, а он отрежет что-нибудь не то… Утрированно, конечно. Хотя, цитируя Булгакова из "Записок юного врача", понимаю, что я не права в своих словах: Плохо лечит.Молодой.Понимаешь, глотку заложило, а он смотрит, смотрит..То грудь, то живот..Тут делов полно, а на больницу полдня…Глотка болит, а он мази на ноги даёт… А ведь у мужика был сифилис, а он этого не понимал. Считал, как и я, врач молод, неопытен. Мда, не нужно грести всех врачей под одну гребенку. В общем, понаписала я много, а по сути ничего не написала. Скажу одно: я определенно спустя какое-то время перечитаю "ЗЮВ" и "Морфий".
ах да, насчет британской одноименной версии - смешная бредятина, мешанина "ЗЮВ" и "Морфия". А вот лампочка в операционной, об которую постоянно стукались башкой и кипяток из крана - это всё выдумка английских режиссеров.
А теперь только и всплывает из всего прочитанного одна фраза: Поперечное положение есть абсолютно неблагоприятное положение. Что правда, то правда. Абсолютно неблагоприятное как для самой женщины, так и для врача, 6 месяцев тому назад окончившего университет.
Я видел всякие каверзы и научился понимать такие бабьи речи, которых никто не поймёт. Я в них разбираюсь, как Шерлок Холмс в таинственных документах…
Давно уже отмечено умными людьми, что счастье - как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. Но когда пройдут годы - как вспоминаешь о счастье, о, как вспоминаешь!
У морфиниста есть одно счастье, которое у него никто не может отнять - способность проводить жизнь в полном одиночестве. А одиночество - это важные, значительные мысли, это созерцание, спокойствие, мудрость…