W→O→S Я хочу показать вам фрагмент мультфильма. Он называется«Пора приключений». Это одна из самых замечательных вещей сегодня.
Вот, что увидел Норштейн:
https://www.youtube.com/watch?v=E5KC1E5NyR0
— Ну, я понял. Мультфильм Назарова «Путешествие муравья» вы смотрели?
W→O→S Нет.
— Вот и зря. Это шедевр, и по сравнению с этим, и вообще — шедевр. Будет с чем сравнить. Назаров сам его озвучил. Можно сравнить выразительность этого и выразительность «Путешествия муравья».
W→O→S Но «Пора приключений» — это же сериал, там темпы производства другие и качество серии соответственно.
— Да, у сериального производства свои законы. Не может быть претензий, кто, как и что сделал. Но результат одержимости сериалами — один: мы стали забывать, что искусство — штучный товар. Только штучный товар может двигать искусство, сериал этого не делает. Сегодня никто не делает штучных вещей, потому что нет для этого условий. Вот, на этой выставке все — штучный товар. Есть и мультфильм современный, год назад сделан. Но он один только.
W→O→S Ну, вот «Смешарики» есть же…
— Нет, ну бросьте, отбросим эту тему сразу. Детей кормят этим, а они едят и едят. Сегодня все деньги уходят на такие сериальные материалы. Почему-то в опере нет сериальной оперы, а опера — это искусство. Симфоний сериальных нет. Не бывает такого. Почему мультипликация должна содержать в себе сериальность?
W→O→S Это один из способов ее выживания. Короткометражные фильмы редко показывают в кинотеатрах.
— Ну, вот мои мультфильмы показывали в кинотеатрах, хотя они не сериальные и короткометражные. В них своя драматургия. Останутся «Смешарики» одни, туда идут деньги, а это не великое достижение нашей мультипликации. Они дают наполнение экранное и всё. Там очень хорошие сценарии, но там нет такого наполнения, чтоб можно было пускать дальше и дальше разыгрывать серию.
W→O→S Но у нас получается анимация не развивалась почти двадцать лет. У вас ничего не выходило.
— У режиссера свой мир и он должен для того, чтобы работать, иметь деньги и условия работы и чтоб его никто за загривок не трепал, «поскорее». Я вот восемь лет вообще не работал. Полное безобразие. С 1986 года, как перестройка началась… В 1994 только несколько сцен снял, а потом опять полный обвал. Когда делаешь кино, нужен темп. Состав железнодорожный тяжело трогается с места и тяжело останавливается, но когда разгоняется… Я пока без аварии, жив-здоров, но с точки зрения психологии работы и творчества… Почему я должен идти и искать деньги?! Это не система, это не государственный подход к творчеству. Мы годы творческих часов потеряли. Это вот принципы капитализма. Я ненавижу эту систему всей душой.
W→O→S А советская система вам что, нравилась?
— Та система была отвратительна, потому что пришли тираны. Но сегодня никто в историю же не заглядывает. Никто не хочет понять, и для меня это загадка, как они пришли. Как и Путин сегодня. Как он пришел? Человек не очень широкого умственного диапазона, а люди приходят и кланяются ему. Но вот почему нужно было лишать искусство государственных субсидий?
W→O→S Во многих странах искусство держится на частных фондах и это нормально.
— Найдите мне этих частников, которые дадут денег. Знаете, что говорил Павел Михайлович Третьяков? Вы знаете, кто это вообще?
W→O→S Третьяков, ну да.
— В Третьяковской галерее часто бывали?
W→O→S В детстве только.
— Вот вы и есть представитель нашей невежественной молодежи! Третьяков замечательно говорил, хотя он был промышленник, он был частник с точки зрения сегодняшней идеологии. У него были пароходы, он занимался мануфактурами. Для чего? Все деньги вкладывал в искусство. Так вот Третьяков говорил: «Мы взяли у общества, мы должны ему это возвратить». Назовите мне сегодня хоть одного магната, который взял бы обществу и возвратил что-нибудь.
W→O→S Если просмотреть список Forbes, то окажется, что все премии и культурные институции держатся на олигархах.
— Всё, что сейчас делается — это атом, это настолько ничтожно, что это даже нельзя считать. Вы ничего не знаете, а я внутри. Вот Андрей Хржановский, он фильм о Бродском снял, а сейчас задумал новый. Уже около трех лет ищет деньги, потому что персонажи в кино Шостакович, Филонов, Мейерхольд, а эти герои не нужны. Это никому не нужно, всем сегодня нужен счастливый конец. Мы все в гламур попали.
W→O→S Да вот «Джентльмены удачи-2» выходят.
— Могут хоть 3, 4 и 5 выйти. Это как раз то, о чём мы говорили. Симфония вторая, третья, четвертая на тему первой и так далее. Вот что это такое. И мы до сих пор не желаем признать факт, что искусство — штучный товар. Вы вот Чехова читали?
W→O→S Читал.
— Во времена Чехова был у него друг, писатель Потапенко. Потапенко был гораздо более известен в те времена, он занимался сериалом. Он сам же прекрасно понимал, кто такой Антон Палыч, у них была общая любовь, хотя они и сохраняли дружбу. Вы что думаете, Арбатова останется от литературы сегодняшней? Человек не окунается сегодня в искусство, как в мысль. Кто сегодня Достоевского читает?
W→O→S Да все читают.
— Никто, все вранье! Знаем мы, что читают. Я вот в метро по книжкам пробегаю. Я даже по шрифту могу понять, что книга плохая. Ведь когда литература хорошая, это видно даже по конструкции страницы.
W→O→S Читают то, что пишут.
— Нет, у нас много всего печатается. Много литературы той выходит, которая раньше не печаталась. Просто теперь она стала никому не нужна. Вот Ахматову редко печатали, но сразу 50000 тираж. Сегодня человеку не нужна мысль, он не хочет в ней пребывать.
W→O→S А когда «Шинель» будет?
— Об этом я не разговариваю.