БЛАГО, ИСТИНА, КРАСОТА ВОДОЛЕЯ
Философия Водолея: времени, когда укрытая снегом земля подобна светлым небесам – приподнимается над суровой реальностью мира. Девизом Водолея в философии можно считать слова Прокла" благо, истина, красота", который подхватили философы этого знака Шеллинг, В.Соловьев и Флоренский." Истине соответствует необходимость, добру — свобода. Красота — неразличимость свободы и необходимости, созерцаемая в реальности", — писал Шеллинг.
Философия Водолея – мечта о благе всех. Как считал Соловьев, "человечество не только должно жить, но и должно жить хорошо". Под этим гуманным знаком родились автор знаменитой "Утопии "Томас Мор, индийский мистик Рамакришна, раскрывавший единую суть религий, или создатель индивидуальной психологии Адлер: Водолей ценит уникальность личности. "Я считаю, что человеческую жизнь по ее ценности нельзя уравновесить всеми благами мира", — говорит Мор.
В самобытном стремлении каждого, в случайной игре общественного духа Водолей ищет универсальную необходимость, которая сливает людей воедино. Стремление мысли к тому, чего хотят все, делает зримым понятие духа . Шеллинг возрождает идею мировой души неоплатоников, а Гадамер — идею всеобщего ума, сходного с нусом Анаксагора. Духовное началоВодолей способен воспринимать как объективную реальность – и для Гадамера не мы мыслим, а сознание мыслит через нас: "язык говорит на нас". Флоренский ищет в материи идеальное начало – "нетленные логосы", зерна вещей, которые составляют основу их красоты.
Водолей видит единый дух в разноликой материи. И его можно было бы назвать идеалистом, если бы не возникающий дуализм этих начал в вопросах творения: фокусе внимания Водолеев. Подобно тому, как в мифологии планета свободы Уран вершит отделением Неба от Земли, философия Водолеев утверждает автономию материи и сознания. В отличие от архетипа Стрельца, дух и природа не вступают в противоборство, но независимы друг от друга – и абсолютная разнесенность полярных сторон вовеки хранит бесконечность пространства — и свободу человека, позволяя ему мечтать.
Для Бэкона и Гельвеция в основе всего — материя и движение (и хотя оно является неотъемлемым свойством духа, их принято считать первыми материалистами). Бог и Вселенная – две стороны одного и того же для Соловьева и Шеллинга, который утверждает, что мы равно опираемся на субъективное "я мыслю" и на объективную реальность. Философию Водолея можно назвать как объективным идеализмом, так и первично-духовным материализмом (поскольку материя для этого знака содержит потенциал еще нераскрытых, неведомых свойств). Сам Шеллинг называет свое мировоззрение идеал-реализмом – это тоже хорошее определение для Водолея, философия которого устремлена к тому, чтобы воплотить идеал.
Водолей – знак, предвосхищающий будущее. Он стремится сделать знание универсальным и конкретным – и родоначальником такого подхода, который мы сегодня считаем научным , явился Бэкон. Водолею близки идеи эволюционные идеи (в этом знаке родился Дарвин), и устремляющие в будущее идеи соборности и социализма (которые Соловьев считал естественными для человечества). Этому знаку приходят в голову теории, которые кажутся фантастикой: но не проходит и века, как они оказываются воплощены. Как зимний знак, Водолей подсознательно сориентирован на практику и ставит во главу угла прежде всего насущные, а не абсолютные идеалы человечества: например, научно-технический прогресс (как Вольф) или ограничение рождаемости (как Мальтус). Для воплощения высшей воли людей требуются тысячелетия (к ней устремлен осенние знаки Девы, Весов и Скорпиона). А интуиция Водолея держит курс к тому, что осуществится быстро.