Все мы знаем, что взрослый человек должен уметь позаботиться о себе. Это – нормальная и даже поощряемая общественностью самостоятельность. То есть, действовать для себя – это нормально. И ведь отлично, когда человек заботится о своем здоровье, стирает себе носки, готовит завтрак. Чем же отличается самостоятельность от эгоизма?
Мы полагаем, что эгоист заботится только и только о себе. А когда, скажем, взрослый человек проявляет заботу о ребенке, мы полагаем, что на сей раз, он заботится о ком-то другом. Но ведь взрослый человек заботится о ребенке по какой-то причине? Все – практично. Просто без этой заботы, ему самому станет хуже, — его загрызет собственная совесть. И вот, чтобы избежать мук совести, в «программу» личного эгоизма включается функция заботы о ребенке. Таким образом, заботясь о другом человеке, эгоист продолжает заботиться о себе.
Прозвучит цинично, но возможно, дело в том, что как раз, благодаря заботе о других, человек крепче любит самого себя. Куда легче любить и принимать себя, будучи кем-то «хорошим» и достойным любви в своих же собственных глазах. Так наша совесть работает в паре с моралью общества. Заботясь о других, человек заботится о самом себе, т.к. взаимопомощь – это утонченная разновидность эгоизма.
А иначе выходит как в анекдоте о праведниках, которые молятся, несут служение, стремятся попасть в рай и потому попадут в ад, т.к. праведность их корыстна.
Эго – это инструмент нашей психики. Эгоизм в чистом виде – это практичность и расчетливость. Пробуждение сознания – не убивает эго. Пробуждение позволяет нам с эго растождествиться. Но пробужденный человек не становится идиотом. Он все также практичен. Проблема – вовсе не в наличии эго. Проблемы начинаются, когда наша практичность окрашивается нашим унижением, гордыней и тщеславием. Страдание доставляет не эгоизм, а наше неведение, наше незнание и непонимание своей истинной сути. Это неведение приводит к колеблющейся самооценке, которая то занижается до уровня ничтожества, то поднимается до заоблачных небес, чтобы снова разбиться о твердую землю.
В конечном итоге, эгоизм – просто уход от страданий. И чем человек грубее, тем более примитивным и прямолинейным становится этот «уход». Грубый человек бежит от страданий за кайфом, расталкивая всех на своем пути. И в этой своей грубости человек действует с каким-то почти животным простодушием. Это – практичность на уровне первобытного строя.
Утонченная личность в свою очередь, чтобы добиться своих целей действует тонко, но все также эгоистично. Мудрость, в моем понимании – это дальновидность. Умудренный опытом эгоист способен предугадывать последствия собственных действий, поэтому его эгоизм порой облачается в «разумные», благовидные поступки, а порой даже в альтруизм, жертвенность и щедрость. Мудрый человек, порой, хочет для себя сделать кому-нибудь хорошо, чтобы ему самому стало еще лучше.