чего то я немного запуталась с этими пиетистами (это ж протестантизм, не?) и хасидами… ну да ладно. возьмемся за распутывание каббалы
Каббала раскрывает тайный смысл Торы, которая рассматривается в качестве глубокого мистического кода
Согласно Каббале, душа воплощается в материальном мире до тех пор пока не «выучит свой урок» и не выполнит той функции, для которой она была создана.
книга - сефир ха бахир. текст - раза рабба - несет восточные эзотерические влияния, идеи гностиков и эллементы неоплатонизма
каббала является мистической техникой, но экстаз не играет в ней важной роли. единение с богом есть прилепление, состояние благодати превосходит экстаз.
авраам абулафия - исключение. на экстазе он как раз делал акцент, прибегал к йогическим практикам и медитациям. но его экстаз - не транс. абулафия называл его предчувствием искупления, пророческим видением, эфемерным соединением человеческого интеллекта с богом и принятие душой вливающегося разума философов
сефер-ха-зогар - книга сияния - упразднила славу абулафии. главная цель теософии представленной в зогаре есть познание и описание непостижимых деяний божества. бог есть бесконечное, лишенное всяких качеств и свойств за исключением свойств выражающихся сефиротами. они же, сефироты, - 10 уровней через ктр. течет божественная жизнь. все вместе сефтроты образуют вселенную жизни бога и представляются в форме дерева или человека.
творение происходит в боге - движение эн-соф к самораскрытию, в результате чего эн-соф преображается в мистическое ничто (выражается в виде изначальной точки - мудрости бога, второй сефире).
! только грехопадение заставило бога сделаться трансцендентным
для каббалистов характерна идея единения бога с шехиной (сатаной?). зогар говорит, что изначально этот союз был непрерывным, но грех адама прервал иерогамию и стал причиной изгнания шехины. только после акта искупления бог станет вновь единым
после 1492 г (знания истории не позволяют мне догадаться о событии произошедшем в этом году) каббала наполнятся пафосом мессианства. смерть, покаяние и рождение возвышают человека до соединения с богом.
каббала перемещается в город цфат.
доктрина цимцум - отход/уход. согласно ей первым актом эн-соф (бесконечного) было не движение вне самого себя, а уход внутрь как символ изгнания бога внутрь самого себя.
din - божественная суровость бога
творение символизирует акт дыхания человеческого ораганизма
так же упоминается учение о "ломке сосудов" и тиккун. согласно последней человек - микрокосм, бог - макрокосм. бог рождает самого себя.
каббалисты цфата упоминали и о метемпсихозе и говорили, что души исполнявшие заповеди ожидают слияния с адомом. история мира есть история миграций и взаимоотношений душ.
хасиды хасиды… выдвигают новый тип духовного лидера - пневматик, пророк, праведник, цаддик. именно личные достоинства цаддика и его поведение вдохновляют хасидов, а не тора и не каббала. т.е. важность отдается личности учителя. Хасиды считают радость величайшей добродетелью, рассматривают пение и танцы, как путь служения Всевышнему.
здрасьте, я олеся, и я заинтересовалась каббалой
___________________________________________________________