иудеи иудеи иудеи
в 132 году произошла война между римлянами и иудеями. насколько я поняла последние проиграли, в результате чего синедрион был упразднен и изучение и практика торы стали находиться под запретом.
Синедрио́н — в Древней Иудее — высшее религиозное учреждение, а также высший судебный орган в каждом городе.
и лишь затем антоний пий восстановил синедрион и содействовал его укреплению.
мишна (повторение) - правовые нормы, основывающиеся на тестах священного писания и направленные на сохранение иудаизма и единства евреев.
амораи - толкователи/лекторы
талмуд - тексты, состоящие из мишны и комментариев к ней. помимо мишны, направленной в основном на объяснения правил поведения (на праздниках к примеру), талмуд включает в себя этические и религиозные поучения, метафизические и мистические идеи
гаон - духовный учитель, политический лидер, ктр. представлял народ перед богом
культовые действия совершаемые в синагогах: утренняя и дневная молитва, произнесение символа веры, 19 благословений. трижды в неделю - читается священное писание. в субботу и воскресенье проводятся лекции о пятикнижии и пророках
караимы отвергали устный закон и призывали к тщательному изучению библии
удивительно, но среди евреев того времени немало философов
да и вообще они башковитые как ни крути. вспомнить хотя бы психоанализ или ту же каббалу
итак, филон александрийский совершил попытку примирить библейское откровение с греческой философией
маймонид - вершина еврейской мысли. часто упоминал о синтезе традиционного иудаизма и аристотелевских идей, соединял библию (направляющая часть) и философию (дорога). но маймонид добавлял что философия опасна для изучения, и только по достижению морального совершенства через соблюдение закона человек дозволено заниматься совершенствованиям ума. (нечто подобное я и пыталась доказать КР)
ого, далее маймонид говорит, что развитой интеллект является добродетелью более высокой, чем моральные достоинства. соблюдение закона должно сопровождаться философскими размышлениями. истину можно открыть лишь посредством интеллекта
весьма непонятно какимс образом маймонид собирался доказать тождественность аристотелевского учения (извечное существования мира) и библию (творение мира ex nibilo)
отрицал действенность пророческих откровений (искл. Моисей) и называл их продуктом воображения
маймонид верил не в телесное воскрешение, а в бессмертие обретаемое через метафизическое знание
перейдем к мистицизму. цель мистики - созерцание бога и постижение таинств творения
меркава - божественный престол. высока значимость восхождения к нему. манифестация божественной славы соотвествует плероме христиан-гностиков и герметиков
книга творения - сефер йецира - изложение космогонии и космологии: есть 32 сокровенных пути премудрости, при помощи ктр бог создал мир - 22 буквы алфавита и 10 изначальных чисел (сефира, сефирота). 1я сефира есть пневма живого бога, из ктр. выходят воздух, вода, огонь, 3я и 4я сефироты и бла бла бла. сия книга ипользовалась и для сотворения чудес и являлась путеводителем каббалистов
пиетизм корнями уходит в мистицизм меркавы и сефер йециры, но отвергает апокалиптические спекуляции. мысль направлена на тайну божественного единства. книга пиетизма - сефер хасидим - содержит притчи и поучительные истории. главное в религиозной жизни - аскетизм, молитва и любовь к богу. хасиды стремятся обрести спокойствие духа и безропотно принимают оскорбления и угрозы, также располагают магическими способностями.
чуть позже о каббале
______________________________________________________________