Наконец-то я дочитала "игра в классики" Хулио Кортасара. Увлекательнейший роман, полный парадоксов, как и сам по себе, так и в восприятии, которое он рождает, но однозначно произведение обладает притягивающей силой. Написан в духе магического реализма.
«Роль магического реализма состоит в отыскании в реальности того, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического — тех элементов, благодаря которым повседневная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическим и даже символическим преображениям»
Одной из странностей романа является то, что он представляет две книги в одной. В случае 1й - все главы читаются по порядку, третья часть опускается; 2й вариант - в главы двух первых частей вплетаются главы из третьей. Чтение таким образом являет нам совсем иных персонажей. Чудаковатого эгоиста Орасио и мечущегося и терзающегося интеллектуала Орасио соответственно. Самое забавное, что главный герой напоминает мне Сережу в молодости, лет так в 17-19. Аналогичная привычка уходить от неприятных ситуаций, точнее их избегать, накрывать карнавальным и шутовским покрывалом то, что требует пристального внимания, быть равнодушным к неурядицам других, постоянный поиск чего-то(чего?) по миру.
Мага - возлюбленная Орасио. Именно моменты, связанные с описанием чувств главных героев, заставляли меня трепетать. Я не встречала ранее авторов, способных так тонко передавать любовь, интим, близость. При прочтении подобных моментов буквально тонешь в поэтичности слога, обилии метафор и символов.
Конечно же стиль языка оставляет неизгладимый отпечаток. Чудным образом переплетается ворох сравнений и сложные (действительно сложные) беседы о метафизичном всех персонажей романа, именующих себя "Клуб Змеи". В своих мечтах я грежу о подобной компании, крутящей пластинки, немного выпивающей и говорящей о чем-то трансцендентном. Но сомневаюсь, что я бы, скорее, оказалась профаном-Магой по сравнению с Орасио и его друзьями. Моррелиану при прочтении я оказалась не способной понять, а именно она - записи философа Моррели - находятся под пристальным вниманием Клуба.
Что ж, книга займет в моем сердце место "одной из любимых", и, наверняка, я ее когда-нибудь перечитаю, поскольку сейчас я не обладаю тем количеством знаний (терминология, символизм, философия, мифология, обилие фамилий и музыкальных исполнителей, скрытые и явные цитаты), которыми Кортасар насытил свое творение.
Цитатки
— Почему ты говоришь: метафизические опасности? Бывают и метафизические реки, Орасио. И ты можешь броситься в какую-нибудь такую реку.
— Возможно, — сказал Оливейра, — это будет Дао.
Искать — написано мне на звездах, искать — эмблема тех, кто по ночам без цели выходит из дому, и оправдание для всех истребителей компасов.
Любовь моя, я тоскую по тебе, болит каждая клеточка, а когда дышу, болит горло, ведь я вдыхаю пустоту, и она заполняет мне грудь, потому что там уже нет тебя…