09 мая 2013 года в09.05.2013 22:59 4 0 10 3

Сны так похожи на сны, потому что у героя сна нет мотиваций для совершения того или иного поступка -- получается бред, получается сон. Есть книги, похожие на сны. Ну у Гоголя или Кафки -- это, конечно, обоснованно (хотя в первом, незаконченном романе Кафки -- не очень, ну он, говорят, еще тогда "себя" не нашел). Вообще, как правило, дело в том, что у героев "романов-снов" нет мотивов поступать так, как они поступают. Я не имею права говорить, что это всегда антихудожественно -- я так и не считаю совсем. Но занятно -- может быть, "особый", практически гоголевский, Петербург Достоевского в "Преступлении и наказании" -- такой особый, потому что у Раскольникова не было мотивов убивать старушку -- то есть не было настоящего мотива, который бы имел драматургический вес -- и прав был Набоков на этот счет.

В самом деле, в школах так много говорят про эту его теорию -- ну очевидно, что умствование находится вне плоскости драмы -- то есть, вообще говоря, он убивает, потому что не в своем уме. А писать про психов -- антихудожественно, так как клинические случаи не представляют интереса. Кирпич упал с крыши и расквасил голову. Дворовая собака загрызла человека. Сумасшедший убил. Смыслово эти "убийства" не отличаются друг от друга ничем.

Конечно, роман великий, но, наверное, как и любое большое произведение, оно случилось "вопреки". Короче, я опять дико согласен с Набоковым -- у него замечательные, просто потрясные лекции.

Столько всего занятного -- вот, например, он просто превосходно заметил, что "подслушивание" -- мерзотный штамп. Да, абсолютно -- во-первых, "подслушивание" -- это волевая драматургия, то есть, как правило, автор заставляет героя оказаться в нужное время в нужном месте. Плюс -- это как бы такая сюжетная склейка, то есть по сюжету нужно передать герою информацию -- нате, пожалуйста, подслушал. Это и называется "штампом". Штамп -- это не просто банальность, а, скорее, безжизненность, что ли.

И забавно, что сам Набоков своему правилу следует очень странно. В "Камере обскуре" герой узнает информацию о любовнике своей Магды очень нелепо -- друг главного героя, писатель, ехал с парочкой в одном вагоне поезда и включил их в рассказ, который и прочел своему другу. В рассказе главный герой узнает и Магду, и любовника. Блин, по сути это то же самое "подслушивание". По-моему, это какой-то завуалированный штамп. Волевая драматургия опять же -- автор все специально подстраивает так, чтобы история развивалась согласно его задумке. Некрасиво.

Опять же, нужно избегать случайностей -- если автор допускает, что герои могли оказаться в одном и том же вагоне, то он допускает вместе с этим и то, что на вагон мог упасть метеорит -- так, по случайности -- и какой интерес? В жизни -- да, может и упасть, но в литературе все должно развиваться по своим законом -- в произведении должна быть "стихийность". Недаром какой-то советский критик отметил, что у Набокова персонажи могут заниматься ну просто чем угодно -- и их поступки не угадать. И нельзя тут путать с "неожиданными сюжетными поворотами" -- опять же, если вспомнить пример с метеоритом -- это ж нельзя назвать неожиданным поворотом! Возможно, тут все это связано еще и с тем, что Набоков не заявляет внятной художественной проблемы -- Сартр еще говорил о нем, что он пишет "антироманы". Ну об этом тоже много говорить можно, ну просто очень много! Об этом вообще занятно думать!

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

SONICDEATH — египет 09

15

Марк работает в дорогущем отеле — то у них Светлаков, то Рома Желудь останавливается. Разумеется, там шикарный алкоголь. К чем я ве...

19

Ну что за ужас вокруг. Самое топорное и неумное, что можно придумать с одеждой — имитировать реальность с помощью принта. У знаком...

18

Заварили мы с другом чай. Жутко хотелось пить, но чай горячущий был. Друг пытался сделать глоток — только обжигался. А приятель нет...

16

Обязательно купите новый номер Афиши с топом ста лучших фильмов постсоветской россии. Очень интересно наблюдать за поиском нового киноязы...

19

вы же видели, наверно, эти фотки в интернете с надписями на стенах. ну там еще типа -- "не женись", "никогда не работай" или "все отстой"...