Друзья, я вам так скажу: если у вас деньги падают с неба и вы не знаете, куда их нести - несите на подготовительные курсы театрального вуза. А если они вам всё-таки д о роги, наймите себе в преподаватели какого-нибудь действующего актера и ходите к нему в театр на индивидуальные занятия. Да, это будет дороже и может быть даже дольше (обычно преподаватель сам устанавливает период обучения в зависимости от уровня способностей абитуриента), но хотя бы действенно! Потому что сколько живу на свете, а не одного студента - бывшего ученика курсов не видела. Особенно не рекомендуется ходить на них в тот вуз, в который больше всего хотите поступить. Объясняю. Курсы часто ведет мастер (и/или преподавательский состав) набирающегося в ближайшем году курса. Т.е., те недостатки, которые он может не рассмотреть на первом прослушивании у любого из абитуриентов, пришедших с улицы, у выпускника подготовительных курсов он уже знает. Вот сами задумайтесь, зачем вам ходить на протяжении месяца (двух, полугода - в зависимости от вуза и программы обучения) к мастеру, к которому будете поступать? Чтобы он, к моменту поступления, уже знал все ваши слабые стороны? Нет, есть и такие мастера, которые считают: а зачем мы будем брать кого-то с улицы? вот у нас есть Петя/Вася/Гриша, за которым мы наблюдаем в течении. . . (такого-то времени). Да, пусть он со своими недостатками, но зато мы их знаем. А придет какой-нб парень с улицы на пятиминутное прослушивание, покажет себя с лучшей стороны, а потом окажется, что он на самом-то деле намного хуже этого Васи. Но мастера с таким мнением ещё надо поискать. В основном, с курсов никого не берут.
Но я не об этом хотела сказать. Давайте я расскажу, как всё проходило на прослушке на курсы щепки и щуки, а вы там уже сами решайте, надо оно вам или нет. Сразу говорю, что на курсы меня во всех двух взяли, но я не пошла. На прослушки я ездила втайне от родителей (они крайне против поступления), а когда я поставила их перед фактом, что поступила на курсы… да нет, они не кричали, не ругались, а просто и спокойно сказали: мы тебе денег не дадим, делай что хочешь. Кричать и истерить тогда начала я. Но всё равно на курсы я не пошла.
Итак. С самого начала. Я очнулась и поняла, что мне хочется на курсы где-то в октябре. Прослушивания во мхате закончились же примерно 30 сентября. Было чудовищно обидно, чуть-чуть не успела. Записалась в щепку, пришла. Впечатление было двойственным. С одной стороны: вот она, наконец, любимая щепка! С другой… Взяли на курсы всех. Нет, не все такие талантливые подобрались. Если бы нас не было так мало (они потом ещё, наверное, полгода набирали двухмес.курсы), то не взяли бы многих, в том числе и меня. Перед началом прослушивания нас предупредили: курсы - это чисто ради ознакомления со спецификой будущей профессии, но при этом, на поступление в наш вуз и вообще в театральный не надейтесь, мы вам никаких гарантий не даем. Хорошее начало, правда? До сих пор не понимаю, зачем тогда вообще было устраивать прослушивание. В общем, в Щепке на вас хотят тупо заработать денег.
Щука. Если говорить о том, что всё познается в сравнении - то в щуке всё было просто класс! Брали не всех. Далеко не всех. До сих пор помню одну девчонку, которая перед прослушкой сидела и кидала понты. Вообще-то она беседовала со своей мамой, но по странному стечению обстоятельств слышно было во всех двух комнатушках, где сидели остальные поступающие на курсы. Из разговора было понятно, что она - и актриса, и певица, и танцует она, и играет на фортепьяно… В общем, это был такой психологический прессинг. И он действовал! Все сидели, и так до смерти запуганные предстоящим прослушиванием, а тут ещё и эта "мастерица на все руки". У многих прямо на глазах падала самооценка. На прослушке оказалось, что она ещё и пишет! Один из членов комиссии (а их было трое. В Щепке, к слову, один), когда узнал, что она будет читать "из своего" резко изменился в лице, не в лучшую сторону. В результате ей не дали прочесть её собственное сочинение, потому что "не надо читать о том, чего не знаете". Писать, кстати, тоже. Чтобы пояснить, её рассказ начинался словами: знаете ли вы, что такое жизнь танцовщицы кабаре? В ответ на что вся комиссия хором ответила: "нет, а вы знаете?".
— Не знаю, -отвечала не в меру самолюбивая и какая-то насквозь фальшивая абитуриентка. (Надеюсь, она сейчас это не читает) - но я много об этом читала (!!!) -, добавила она.
— Нет-нет, давайте что-нибудь про себя прочтите! Этот отрывок для вас чужой.
— Эмм… Про меня? - было похоже, что эта просьба поставила её в окончательный тупик. А ещё она обиделась на то, что её творение никто не оценил. Ну, в конце концов она прочла что-то, уже с меньшим пафосом, чем про танцовщицу, и вообще как-то слабо.
Кстати, о том что надо петь мы узнали за 10 мин до прослушивания. Поэтому для всех это был экспромт. И у меня на редкость хорошо получилось! Наверное, потому, что я, услышав, как предыдущая десятка поёт быстро метнулась к кабинке дамской комнаты, включила воду на полную мощь и чуток там поорала;Р распелась типа. Когда я вышла, с меня долго не сводили своих взглядов сами абитуриенты и их родители. XDD Но потом, к моему собственному удивлению, многие даже последовали моему примеру))) И, кстати, часто вижу как девушки распеваются или разрабатывают мимику перед зеркалом, - и всё это там, ну, вы поняли.
Была ещё одна девочка, которая так искренне удивлялась, почему комиссия не позволила ей прочесть монолог Чацкого(!!!). Ей потом долго другие абитуриентки пытались объяснить, что ладно бы монолог, но не Чацкого же! Тем более, она по характеру и внешне такая нежная и робкая - даже близко не Чацкий! Но сцена была потрясающая! Эта девочка, в силу своей скромности, всё время спрашивала: а такое-то стихотворение можно, а басню вот эту? Преподаватель каждый раз срывался на неё и говорил: ну что вы спрашиваетесь постоянно? Берите и читайте! Но вот когда она спросила, можно ли Чацкого… Студенты начали тихонько хихикать, а преподаватели сорвались со своих мест и закричали не своим голосом: "Не надо Чацкого!". Она, бедная, потом аж заикаться начала. В общем, было нереально весело!
Меня слушали первой, раскритиковали "от и до", но, тем не менее, взяли. Теперь боюсь попасть к ним же, узнают - убьют, что не пошла на курсы. Мне и самой теперь перед ним стыдно. Я, кляча такая, выступила там кое-как, а они всё равно в меня поверили - взяли. А я их подставила, получается. Эххх… Но я же не знала!.. Я до последнего честно верила родителям, которые, вроде как, поначалу были не против. Наверное, они в меня не верили. Не думали, что я и правда пройду. Поэтому и говорили: да-да, оплатим, конечно, только пройди!..
Прослушивания на актёрские курсы мне, тем не менее, дали многое. Опыт выступления перед комиссией. Уверенность в себе (так как всё же взяли. В Щуке - одну из немногих). Увидела многие свои и чужие ошибки, многое переосмыслила. И сделала вывод: кроме понтов в большинстве абитуриентов мало что есть. И брали как раз ребят простых, без царских замашек. "Так что меньше пафоса, господа." (с)
P.S.: Да простят меня великодушно все вышеупомянутые! Аминь!