Уровни развития сознания в этой статье рассматриваются через призму инстинктов, интеллекта и интуиции. По-сути уровни развития можно рассматривать как глобальные ступени эволюции на нашей планете, но в этой статье уровни развития сознания будут рассмотрены конкретно в контексте эволюции человека (как вида). Социальные, психологические и духовные аспекты развития личности подробней рассматриваются в статье «этапы развития личности«. В этой статье мы продолжим рассмотрение темы «принятия решений», которая связана с причинами, мотивирующими нас на те или иные поступки в контексте «трех И»: инстинктов, интеллекта, интуиции.
Каждое существо, в зависимости от уровня развития сознания имеет различные виды стимулов, причин для совершения тех, или иных поступков, и вообще для принятия решений и выбора как такового. Ниже мы кратко рассмотрим разновидности базовых стимулов.
Животный (инстинктивный) уровень развития сознания
Инстинкт – следование рефлексу с целью осуществления цели, которая даже толком не осознается. Животные как существа, еще не способные на разумные выводы и действия, вынуждены переживать почти постоянный страх, для того, чтобы хоть как-то действовать под его влиянием: убегать, учуяв запах хищника, искать пропитание и кров. Животные на своем уровне развития имеют превосходную реакцию т.к. не тратят времени на анализ, обдумывание ситуации. Их действия можно назвать абсолютно искренними, прямыми. Они действуют мгновенно, по ситуации, но их реакция сильно ограничена их размытым и неглубоким инстинктивным уровнем сознания.
Человеческий (интеллектуальный) уровень развития сознания
Интеллект подразумевает осознание цели на ментальном уровне, логическое осмысление и выбор наилучшего пути к ней. Для человека как существа более разумного страх уже не играет такой роли, т.к. за большую часть работы психики, за принятие решений теперь отвечает интеллект. Страх сквозит где-то на уровне подсознания. Тем не менее, до уровня абсолютной разумности обывателю еще далеко, и если предположить на его уровне развития сознания возможность полного устранения страха, эта неразумность проявится в полной мере — человек начнет совершать глупые, опрометчивые и опасные для жизни поступки. Подобное иногда частично проявляется в человеческом поведении под действием алкоголя, когда чувства притуплены по причине сужения сознания.
Иначе говоря, в той сфере, где человеческий разум проявляет себя не в полную силу, вступают в действие более грубые органы контроля, связанные с проявлением эволюционного прошлого (животного уровня развития сознания). А когда человек привносит в действия абсолютную разумность, как фактор глубочайшего различения всех поступающих сигналов в каждом своем действии, страх и грубые эмоции уходят из его жизни навсегда.
Физическая реакция на человеческом уровне развития сознания — более заторможенная, нежели на животном т.к. человек воспринимает реальность через слой ментального буфера, в котором происходит анализ и оценка ситуации. В зависимости от уровня разумности (силы различения) человек, в ходе анализа принимает верные, либо ошибочные решения, вытекающие в относительно эффективные действия.
На человеческом уровне развитие сознания возможно лишь в состоянии дисбаланса, когда существует проблематика, когда настоящее не удовлетворяет и есть к чему стремиться. А состояние «удовлетворенности» в большинстве случаев не только останавливает развитие сознания на текущем уровне, но и приводит к деградации.
Достаточно известен эксперимент, в котором ученые, подключили к мозгу мыши электроды и сделали специальную педаль, нажимая на которую мышь переживала оргазм. В ходе этого эксперимента мышь пережила несколько сот оргазмов в течение часа и умерла от потери энергии. То есть, в условиях непрерывного блаженства живой организм на определенном уровне развития приходит к деградации и вымиранию.
Возникает вопрос: может ли человек развиваться без страданий? Получается, что на человеческом уровне развития, сознание вынуждено переживать дискомфорт лишь по той причине, что счастье без страданий в конечном итоге, приводит человека к смерти. К сожалению, на текущем уровне развития нашего общества, как это ни парадоксально, человек вынужден находиться в относительной опасности, чтобы выжить.
Чтобы понять истинные причины человеческого несчастья — необходимо проанализировать наш текущий уровень развития сознания, природу нашей самоидентификации. Реальность для обывателя выглядит, как своего рода серьезная стратегическая игра. В этой игре у нас есть свои карты. Среди слабых карт: наши уязвимые места, страхи и долги. Среди козырей: наши способности, ресурсы, связи. Мы используем их в разных пропорциях, чтобы достигать желаемых целей. Все это — внешняя, поверхностная сторона человеческого уровня развития сознания. Внутренняя сторона неизмеримо сложней — она кипит бесчисленными переживаниями, чувствами, мыслями, от которых и зависят наши способности.
Человеческий интеллект представляет собой своеобразный психический магнит с полярностями плюса и минуса, хорошего и плохого, добра и зла. Интеллект устроен таким образом, чтобы человек тянулся к приятным переживаниям, и отталкивал неприятные переживания. Именно интеллект разделяет реальность на двойственные спектры: счастья и страдания, добра и зла, светлого и темного, высокого и низкого и т.п. И до тех пор, пока мы отождествляемся с интеллектом, для нас принцип его работы является главенствующим. Страдания на человеческом уровне развития сознания неизбежны.
В благоприятных условиях в каком-нибудь раю для двойственного ума перестают существовать какие-либо стимулы к дальнейшим действиям, т.к. все устраивает, и сознание на человеческом уровне развития в комфорте неминуемо засыпает, скатывается к более грубому, животному уровню – ниже порога вибрации интеллекта. Поэтому те небольшие препятствия и тот дискомфорт, который жизнь нам устраивает, можно воспринимать как благодать, как эффективнейший метод развития сознания на его текущем уровне эволюции. В раю обыватель тупеет и деградирует, в быту и работе растет и развивается.
Переживания нашего мира двойственны. Привязываясь к приятным переживаниям, мы неминуемо переживаем и страдания. С одной стороны подобная двойственность выглядит несправедливой. Неужели без страданий на человеческом уровне развития действительно нельзя? С другой стороны, если бы человек переживал лишь приятные переживания, у него бы не возникало стимулов к дальнейшему движению, он бы не смог оставить свой текущий уровень, ради более тонкого, и навсегда остался бы в тупом забытье.
Приятное состояние – это лишь частица истины, боль – ее противоположность, которая словно говорит нам, чтобы мы проснулись, оставили эту «полуистину», отпустили эти образы, иллюзии, и двигались к новым уровням развития сознания, к истине и свободе. Поэтому так важна сознательная, намеренная эволюция человека, когда он движется не из-под палки, но силой своего собственного разумения.
Природой человеку предназначено познать суть происходящего, выйти за рамки собственного ума к более высокому уровню развития сознания, и только тогда он по-настоящему сможет удовлетворить собственную тягу к единству противоположностей, к гармонии и целостности.
Интуитивный уровень развития сознания
В ходе развития, сознание постепенно начинает рассматривать плоскость интеллекта, как глубоко вторичную, и перестает поглощаться мыслями. Интеллект является чрезвычайно эффективным фактором эволюции природы, тем преходящим звеном (уровнем развития сознания), благодаря которому сознание осуществляет взаимодействие с миром объектов, заставляет нас, пребывая в неустойчивости постоянно двигаться к новому уровню комфорта. Но, как и любая система, ментальный механизм когда-нибудь начинает себя исчерпывать, достигает своего предела, и в определенных условиях начинает уступать свое место новым, более тонким, эффективным инструментам познания.
Природа требует от человека роста и самопознания (постоянного перехода к новым уровням развития), и когда это происходит намеренно, сознательно, тогда силы свыше устраняют грубые «кармические» события, заставляющие действовать человека в силу отрицательных чувств, вызывающих страдание и неудовлетворенность. При сознательном подходе отработка кармы и выход стрессов происходят гораздо более гладко, нежели в случае обывателя, когда человек не понимает причину возникающих событий и переживаний.
На человеческом уровне развития сознания, мы склонны искать причину внутренних переживаний во внешнем мире, что в корне ошибочно, т.к. внешний мир несет лишь видимость этой причины. События на самом деле сами собой выстраиваются в соответствии с той кармой, с теми переживаниями, для которых настало время проявиться на текущем уровне развития сознания. Событийный уровень вообще — по-своему иллюзорен т.к. без наших мыслей и чувств он не имеет «окраски», какого-либо значения. На самом деле за пределами мысли вообще ничего не существует, и никогда не было, кроме одного… Вне ума существует только одно событие и это событие – Бог. Эта истина становится очевидной на интуитивном уровне развития сознания
В контексте этих обстоятельств смысл жизни каждого человека — в развитии сознания. Когда человек по-настоящему достигает ступени разума, он обретает возможность выходить и за его пределы — за пределы двойственного мира, в котором все делилось на разные аспекты приятного и неприятного.
На более глубоком уровне развития сознания, разум разделяет свою роль с интуицией, со временем полностью уступая ей бразды правления. Интуиция проявляет себя, как фактор истинной веры, когда вы полностью отдаете себя на Волю Всевышнего. Об этом очень сложно говорить конкретными, логическими словами. Возникает ощущение абсолютной спонтанности происходящего. Вы находитесь в «центре» существования, словно вся реальность вращается вокруг вас. Ваша роль истекает из вашей изначальной, абсолютной природы чистого существования, бесформенного зрителя, притягивающего тончайшую, гармонизирующую энергию сознания во все, чего касается ваше внимание. На этом уровне развития сознания ментальный буфер устраняется, и спонтанная реакция на каждый импульс следует мгновенно. С этого уровня начинается переживание, именуемое в восточных учениях как «лила» — спонтанная игра.
Итак, можно выделить три уровня развития сознания и три уровня стимулов, которыми руководствуется наше поведение: животный, человеческий и Божественный. Или другими словами: инстинктивный, интеллектуальный и интуитивный уровни. Инстинкт – следование рефлексу с целью осуществления цели, которая даже толком не осознается. Интеллект подразумевает осознание цели на ментальном уровне, логическое осмысление и выбор наилучшего пути к ней. Интуиция – сущностное, истинное осознание цели и пути. «Intuitio» с латинского языка переводится как созерцание. Чтобы видеть истину вне ума, необходима осознанность. Интуиция – это способность трезво оценивать ситуацию прямым сознанием, минуя ментальный буфер.
Основной посыл, который призвана дать эта статья о трех уровнях развития сознания – это понимание, хотя бы на уровне ума, что непрерывное развитие и самопознание – истинная цель нашего пребывания в текущих условиях жизни. По этой теме рекомендую к ознакомлению статьи: «повышение эффективности личности», «осознанность», «обсуждение пути».