Мишель Уэльбек
«Элементарные частицы»
« Он чувствовал себя отделенным от мира несколькими сантиметрами пустоты, создающими вокруг него то ли раковину, то ли панцирь. »
Если быть честной, я читала книгу не ради книги как таковой, не из-за сюжета или сложных героев. Я хотела узнать Уэльбека. Это тот самый случай, когда книга - шанс побеседовать с человеком, которого никогда не встретишь. Но всё сумасшествие, творящееся в его голове, определённо заслуживает внимания. А вот книга сама по себе просто мрак. Рассказывает о крахе современного общества на примере жизни двух сводных братьев. Некоторые сцены я просто-напросто не хотела читать. Среди замечаний и размышлений автора, которые показались мне наиболее примечательными, синим выделены те, что исходят из истории Брюно, серым - соответственно - из жизни Мишеля. Вот они правда показались мне занимательными, мысли автора я не уставала выделять, хотя по ним у вас вряд ли сложится адекватное представление о романе, ибо он в целом на порядок хуже этих избранных строчек, Уэльбек производит впечатление самобытной личности, явно знающей толк в жизни, в истории, в философии, в науке. Один вопрос крутится в голове: ну почему выражать такие гениальные мысли в таком малоприятном романе? Критика общества со всей его аморальностью и слабохарактерностью - хороша, но в остальном.. К прочтению рекомендовать точно не рискну.
« Боюно порой воочию видел эту картину: он сам, четырёх лет отроду, что было сил, жмёт на педали трёхколёсного велосипеда, катя по тёмному корридору к открытой сияющей двери балкона. Вероятно, именно в те мгновения он познал отпущенный ему максимум земного счастья. »
« В жизни необычайно красивых девушек это одно из главных осложнений: только видавшие виды бабники, развязные и циничные, чувствуют себя с ними свободно; таким образом, сокровище их невинности обычно достаётся типам самого низкого пошиба, что и становится часто первой стадией непоправимого краха. »
« Даже годы спустя, сдав контрольную работу по французскому языку или удачное сочинение на историческую тему, он говорил себе, что расскажет об этом бабушке. Конечно, он тут же вспоминал, что она умерла, но эта мысль, то пропадая, то возвращаясь, в сущности, не прерывала их диалога.. »
« В юности Мишель верил, что особое достоинство придают человеку страдания. Теперь приходилось признать: он заблуждался.. »
« Мне не хватает естественности, то есть, иначе говоря, я не в достаточной мере животное - вот уж изъян поистине непоправимый: что бы я ни говорил, ни делал, ни покупал, никогда мне этого не исправить, ведь такого рода недостаток отмечен безысходностью врождённого уродства. »
« Начиналась кампания, которую называли в газетах "Начало учебного года без головной боли", что представлялось ему не вполне убедительным. Ведь что такое учение, накопление знаний, если не сплошная головная боль? »
« Ведь не было случая, чтобы мода, пришедшая из Соединённых штатов, не сумела несколькими годами позже затопить всю Западную Европу: такого не случалось. »
« Три единственных занятия, за которые он, по совести, мог держать ответ, были следующие: лежание, сидение и спание. »
« Я хочу жить с тобой. Думаю, с меня довольно. Я слишком долго был несчастен, сыт по горло. Ещё немного, и начнутся хвори, инвалидность, а там и смерть. Но, я думаю, вместе мы сможем быть счастливыми, до самого конца. Во всяком случае, хочется попробовать. Мне кажется, я тебя люблю.. »