Дорисуй картинку
Это самый известный тест на креативное мышление из всех существующих. Он существует с 60-х годов, его автор Эллис Пол Торренс. Все очень просто — вам дают картинку с кракозяброй и просят закончить изображение.
Ассоциации
Тест на ассоциации представляет собой набор из трех несвязанных между собой слов, и человеку предлагается придумать четвертое слово, которое связало бы все три. Например, если взять слова «Падающий — Актер — Пыль», то ответом будет «звезда»: падающая звезда, звездный актер, звездная пыль.
Методичный подбор синонимов и слов из устойчивых выражений срабатывает не всегда и занимает слишком много времени. Как и в случае с загадками, помогает озарение, так часто посещающее по настоящему креативных (или нетрезвых) людей.
Попробуйте сами:
Время — Волосы — Эластичность
Поведение — Круг — Теннис
Боль — Охотник — Чеснок
Альтернативное использование
Тест был придуман аж в 1967 году психологом Джоем Полом Гилфордом и заключается он в том, что вам дается ровно две минуты на то, чтобы придумать как можно больше вариантов альтернативного использования обычных вещей. Стулья, кофейные кружки, кирпичи и так далее. Например, скрепку можно использовать как сережку, запонку, закладку, ей можно предохранять провода наушников от запутывания и перезагружать роутер.
Это задание фактически измеряет вариативность мышления сразу в четырех категориях:
Скорость — сколько вариантов придумается;
Оригинальность — насколько варианты необычны;
Гибкость — сколько областей жизни покрывают эти варианты;
Точность — уровень детализации предложенных вариантов.
Попробуйте сами: ложка. У вас две минуты.
Проблема со свечой
Еще один классический тест на креативный подход к решению задач и проблем. Самый старый из приведенных здесь — его придумал психолог Карл Данкер в 1945 году. Испытуемому дают свечку, коробку с канцелярскими кнопками, коробок спичек и просят прикрепить зажженную свечу к стене так, чтобы она не капала воском на стол под ней.
Это вызов для нашей когнитивной базы, функциональной закрепленности — трудно использовать столь привычные объекты непривычным образом. Интересно, что этот тест использовался для доказательства теории о большей креативности людей, живущих не в родной стране.
Ответ