А
Альтернатива (лат. аlter — один из двух) — 1) необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями; 2) другой вариант объекта, явления или развития событий.
Алгоритм (по латинской форме имени среднеазиатского математика аль-Хорезми) — система операций (напр., вычислений), применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи.
Анализ (гр. analusis — разложение, расчленение) — метод изучения системы, объекта, ситуации, проблемы и т. д., состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части.
Б
Бизнес (англ. business - дело, постоянное занятие) — экономическая деятельность, дающая прибыль; вид деятельности, приносящий доход.
Бизнес-план — описание целей предполагаемого бизнеса, а также условий и путей их достижения.
Бюрократическая система управления (фр. bureau — бюро, канцелярия + гр. kratos — власть) — система управления организацией, в основе которой лежит иерархическая система подчинения и ответственности, строгое регламентирование функций, прав и обязанностей.
В
Внутренняя среда организации - все, что внутри организации, включая психологический климат.
Внешняя среда организации – субъекты и объекты, с которыми взаимодействует организация (дальнее и ближнее окружение), а также факторы и условия, влияющие на деятельность организации, включая биосферу (прямое и косвенное влияние).
Г
Гармония (греч. harmonia — согласованность, стройность в сочетании чего-либо) — соразмерность частей при слиянии различных элементов объекта в единое органичное целое.
Д
Дедукция (лат. deductio — выведение) - метод исследования, основанный на переходе от общего к частному, от общих суждений к частным выводам.
Декомпозиция - разложение целого на составные части.
Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, внутренний источник которых заключается в единстве и борьбе противоположностей.
Динамика ( гр. dinamis - сила ) – изменение состояния системы под воздействием приложенных сил.
З
Закон теории организации — устойчивая, объективная связь явлений или событий, присущая достаточно большому количеству организаций и повторяющаяся в сходных условиях. Совокупность норм и правил поведения, которая либо зафиксирована в законодательных документах (конституции, законодательных актах, уставах и т.д.)
И
Информационная среда – совокупность естественно научных знаний, в том числе знаний, воплощенных в орудиях труда и средствах производства, нормы общественной и политической культуры, морали, система информационного обмена между организациями.
Информационная система управления – совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
Информационная технология – процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения задач управления социально-экономическими системами.
Иерархия (гр. hierarchia – священная власть) – распределение по вертикали в оргструктуре организации полномочий подчинения и ответственности.
Имидж — образ менеджера, организации, фирмы и т. д., возникающий при восприятии их деятельности.
Индукция ( лат. inductio – наведение, выведение) – метод исследования, в основе которого лежит логическое умозаключение, обеспечивающее переход от частных единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.
Интуиция (лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) — чутье, проницательность, непосредственное постижение истины без формально - логического обоснования.
К
Концепция — система взглядов, то или иное понимание ситуации, единый определяющий замысел, ведущая мысль при выработке управленческого решения.
Контроллинг — совокупность всех форм контрольной деятельности, призванная, исходя из поставленных целей, объективно и качественно проанализировать и оценить деятельность системы управления организацией для ее развития или совершенствования.
Конфликт — временное эмоциональное изменение настроения человека или группы людей в связи с получением новых данных (возмущающих воздействий), существенно меняющих старое представление об интересующем объекте или процессе.
Композиция – подбор и группировка элементов, образующих единое целое
Л
ЛПР — лицо, принимающее решение.
М
Менеджер — работник звена управления, принимающий самостоятельные решения по вопросам управления организацией.
Менеджмент — управление организацией; совокупность принципов, методов, средств и форм управления организацией.
Метод Делфы — метод организации и проведения экспертизы.
Мониторинг (лат. monitor — предостерегающий) — специально организованное систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов.
Мотивация — процесс, активизирующий мотивы совершения действий группой людей, организацией ли отдельным работником для достижений поставленных целей.
Н
Неформальные организации — незарегистрированные в государственном органе организации, объединяющие людей, связанных личными интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли.
О
Объект (objectum – предмет ) - это то, кем или чем управляют, предмет практического воздействия субъекта.
Организационная культура — система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития.
Организационные отношения — взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении организации.
Организация (фр. оrganization – строение, устройство чего-либо) как процесс — это управление деятельностью людей, включающий в себя распределение функций контроля исполнения, распределение денежных и материальных фондов и т.д; как явление - это искусственное объединение людей, являющееся элементом общественной структуры и выполняющее определенные функции; как действие (воздействие) - упорядочивание какого-либо объекта (организация офиса, склада, водопроводной сети и т.п.).
П
Прогноз — научное предвидение развития ситуации, состояния объекта прогнозирования на будущий период, последствий принимаемых решений.
Процесс управления — процесс формирования и осуществления управленческих воздействий.
Р
Рационализация (лат. rаtio - разум) — усовершенствование, улучшение, осуществление более целесообразной организации управленческого или исполнительского труда.
Ресурсы — средства, запасы, возможности, источники чего-либо: финансы, сырье, материалы, персонал, информация, энергия, и т. д.
Реинжиниринг – фундаментальное переосмысление и радикальное перепланирование бизнес-процессов компании, имеющее целью резкое улучшение таких показателей, как затраты, качество, надежность, сервис и др.
Решение — выбор одного из возможных альтернативных вариантов, осуществляемый лицом, принимающим решение и направленный на достижение поставленной цели.
С
Синергия – сотрудничество, совместное действие; в социально-экономических системах при рациональной организации труда синергетический эффект проявляется в приросте энергии, превышающем сумму индивидуальных усилий членов коллектива.
Система — это целое, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой в направлении достижения единой цели.
Система управления – совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих целенаправленное функционирование организации.
Социальная самоорганизация (как процесс) основана на общественной социальной программе гармонизации общественных отношений; реализуется путем самообучения, самовоспитания и самоконтроля.
Самонастройка организации – результат действия процессов адаптации организации как элемента более сложной системы экономических отношений к изменениям в окружающей среде.
Стагнация ( лат. snagnum – стоячая вода ) – застой в производстве, торговле.
Статика ( лат. statike – равновесие) – неизменное состояние параметров организационной системы, независимо от изменений, происходящих во внешней среде.
Стратегия (гр. strategia — искусство разворачивания войск к бою) – способы, набор методов действий, определяющий долгосрочную перспективу развития организации.
SW ОТ-анализ - название анализа образовано первыми буквами английских слов, означающих в переводе силу, слабость, возможности и угрозы (Strenght, Weakness, Opportunities and Threats). Этот вид анализа позволяет при принятии стратегических решений систематизировать сильные и слабые стороны организации, принять во внимание предполагаемые угрозы и предусмотреть, в какой степени организации удается использовать свои возможности, чтобы избежать опасностей.
Т
Тактика (гр. taktika — искусство построения войск) — приемы, способы достижения краткосрочной цели, в рамках решения стратегических задач.
Теория организации — наука, которая изучает принципы, законы и закономерности функционирования и развития организаций.
Тест — задания стандартной формы, по которым проводятся испытания для определения профессиональной подготовки специалистов, способностей, волевых качеств; вопросник, распространяемый как материал, используемый при проведении социальных, социологических и иных видов исследований.
Ф
Формальные организации — зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические или неюридические лица.
Функция управления — совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частной цели и подчиненных общей цели управления.
Х
Харизма ( лат. charisma – божий дар, благодать) - исключительная одаренность, обаяние , особая привлекательность, умение вести за собой, управлять людьми без принуждения и обещания материальных вознаграждений.
Э
Эмерджентность (англ. emergence – возникновение, появление нового) -новое высшее качество организационной системы, процесс перехода количества в качество в рационально организованной, динамически развивающейся системе.