"Свет мой зеркальце" сохранилось до наших дней.
НЕПОДАЛЕКУ от баварского городка Лор в зарослях боярышника и дикой сливы притаился старинный замок Эрталь, знаменитый тем, что в нем жила… Белоснежка, историю, которой описали братья Гримм.
В одном из залов замка сохранилось даже то самое "чудо-зеркальце" - высоченное трюмо в резной деревянной раме, которое уверяло злую мачеху Белоснежки, что она по-прежнему красива. Зеркало и в самом деле волшебное. Оно, как эхо, повторяет слова, которые произносит стоящий перед ним человек. Оно было изготовлено в известной на всю Европу баварской зеркально-хрустальной 'мануфактуре.
Существовали и "гномы" -карлики и дети, которые работали на медных и серебряных рудниках в расположенном неподалеку рт Эр-таля Бибере. В шахтах (в 1925 году их закрыли) были узкие галереи 60 сантиметров высотой, по которым могли передвигаться только люди маленького роста. Всем им было предписано носить колпаки ярких расцветок - чтобы их вовремя заметили и не задавили в шахтах, освещенных только одним тусклым фонарем.
Немецкий фармацевт Карл-Хайнц Бартельс, который в течение 15 лет исследовал жизнь и творчество братьев Гримм, утверждает, что прообразом Белоснежки послужила Мария-София Маргарета Катерина фон Эрталь. Она родилась 15 июня 1729 года в семье принца Филип-па-Кристофа и Марии-Евы фон Беттендорф. Мама девочки умерла вскоре после родов. Вдовец быстро утешился и год спустя женился на Клаудии-Элизабетте фон Райхенштайн - богатой и жадной женщине, которая была на 10 лет старше Филиппа-Кристофа. С первого же дня мачеха возненавидела свою падчерицу за то, что она была намного моложе и красивее ее.
Семья Эрталей считалась весьма благородной: ее отец занимал высокий государственный пост и подолгу отсутствовал дома, встречаясь с королями и кайзерами. Это было на руку его второй жене, мачехе девочки – Клаудии Элизабет фон Эрталь (Claudia Elisabeth von Erthal), которая отличалась чрезвычайной любвеобильностью, особенно в отсутствие супруга. Хозяйка замка действительно падчерицу не любила, но это была не единственная беда Марии Софии: в детстве она переболела оспой и потому очень плохо видела.
- Клаудиа-Элизабетта, -говорит Бартельс, - панически боялась старости. Она требовала, чтобы супруг чуть ли не каждую минуту превозносил ее красоту. В конце концов принц подарил ей модную в те времена акустическую игрушку - зеркало, которое не только "разговаривало".
Благодаря особым выпуклостям в стекле даже самая полная дама видела в нем себя стройной, как балерина. Клаудиа-Элизабетта постоянно торчала у трюмо и произносила:
- Ты прекрасна…
Послушное зеркало, как попугай, повторяло ее слова - к огромному облегчению принца, которому надоело твердить одинаковые фальшивые комплименты.
Тем временем маленькая принцесса Мария-София подрастала и с каждым днем становилась все красивее. Когда ей исполнилось 14 лет, мачеха решила от нее избавиться и отправила в лес вместе с придворным охотником, которому она поручила зарезать девушку.
В качестве доказательства Клаудиа-Элизабетта велела принести ей печень и легкие Марии-Софии. Пожалев принцессу, охотник убил дикого кабана, а его внутренности показал злой мачехе.
С тех пор кабан считается символом тех мест.
Девушке пришлось спасаться бегством: она перебралась через горный хребет и отправилась в непроходимые леса. Под "диким лесом", как предполагает исследователь, имеется в виду Шпессарт, а путь-дорога "за семь гор", по которой спасалась девушка, – это, вероятно, старая вершинная тропа, так называемая Визер Штрассе.
Мария-София не захотела возвращаться в замок. Однажды, блуждая по лесу, она вышла к хижине, в которой жили карлики-рудокопы. Узнав, что Мария-София выжила, Клаудиа-Элизабетта чуть не лопнула от злости и однажды, переодевшись старухой, появилась на пороге жилища маленьких человечков и угостила принцессу отравленным фруктом, пропитанным соком белладонны.
- Решив, что Мария-София умерла, - продолжает Бартельс, - ее маленькие друзья положили тело принцессы в гроб со стеклянной крышкой - обычный для тех краев. Однако, заметив у нее слабые признаки жизни, рудокопы начали отпаивать девушку целебными отварами и купать ее в настоях из очищающих трав, для чего им пришлось раздеть ее догола. Вылечившись, принцесса вернулась в свой замок. Отец сурово наказал жену и прогнал ее.
Говорящее зеркало из сказки, что служит теперь музейным экспонатом, было изготовлено на зеркальной мануфактуре Лора и принадлежало хозяину замка. По всей видимости, он купил его в качестве подарка своей второй жене. В верхнем правом углу зеркала – указание на самовлюбленность (надпись: "Amour Propre"). Правда, послушать голос из зазеркалья уже не представляется возможным: механизм диковины давно пришел в негодность.
- Народная фантазия, -говорит Бартельс, - обогатила историю Марии-Софии
фантастическими подробностями, и вскоре принцесса превратилась в живую легенду. Везде, где бы ни появлялись братья Гримм - в пивном погребке или в харчевне, им на все лады рассказывали о несчастной красавице-принцессе, о завистливой злобной мачехе, о волшебном зеркале и о спасших девушку карликах. А уж братья Гримм из реального события сделали сказку, а за год до смерти Марии-Софии они нанесли ей визит.
Дальнейшая судьба "Белоснежки" ничем не примечательна. Замуж Мария-София так и не вышла. После смерти отца она жила в замке в полном одиночестве и умерла в 70-летнем возрасте. Поскольку у Марии-Софии не было наследников, после ее смерти замок Эрталь отошел государству.
Вильгельм и Якоб Гримм все сюжеты для своих сказок брали из жизни. Они ходили по городам и селам, выслушивая истории, которые им рассказывали солдаты, старушки, уличные воришки и крестьяне. Самые искусные рассказчики получали от братьев неплохие деньги. Поскольку братья Гримм предназначали свои произведения детям, они выкидывали из рукописей все скабрезные места. Так они поступили и со сказкой о Белоснежке, утаив от читателя то, как добрые "гномы" мыли губкой, смоченной в целебном настое, обнаженное тело принцессы.
Сегодня в замке Марии-Софии располагается музей техники. Однако в нем сохранились и предметы принадлежавшие принцессе. Среди них - малюсенькие шелковые туфельки, В которых 300 лет назад бегала «Белоснежка». Судя по размеру, ее ножки были такие же миниатюрные, как и у другой сказочной героини - Золушки.