Будда шел по дороге в полдень. Было очень жарко, и ему захотелось пить. Он сказал своему ученику Ананде:
— Вернись назад. Всего лишь две или три мили назад мы перешли через небольшой ручей. Принеси мне немного воды.
И так, Будда отдыхал под деревом, а Ананда пошел к ручью. Но теперь было трудно набрать воды, потому что, как только он достиг ручья, его переехало несколько воловьих упряжек. Ручей был очень мелким и нешироким. А так как его переехало несколько воловьих упряжек, он стал грязным. Вся та грязь, которая осела на дно, всплыла на поверхность — старые грязные листья и всякая муть.
Вода была не пригодна для питья. Ананда пытался очистить воду. Он вошел в ручей и попытался сделать так, чтобы все осело, и вода бы вновь стала чистой. Он сделал ее еще более грязной. Что делать?
Он вернулся назад и сказал:
— Вода не пригодна для питья. Я знаю, что впереди будет река. Я пойду и принесу воду оттуда.
Но Будда настаивал. Он сказал:
— Возвращайся назад. Я хочу воды из этого ручья.
Когда Будда настаивает, что может поделать Ананда? Неохотно, он вернулся назад.
Внезапно, он понял, в чем смысл, потому что к тому времени, когда он достиг источника, половина грязи снова осела на дно. Никто не пытался сделать так, чтобы она осела, она осела сама по себе. Он понял, в чем смысл.
Затем, он сел под деревом, и наблюдал, как течет ручей, потому что половина грязи осталась здесь, несколько сухих листочков все еще плавали на поверхности. Он ждал. Он ждал и наблюдал, и ничего не делал. Вскоре, вода стала кристально чистой. Мертвые листья исчезли, и грязь снова осела на дно.
Когда он возвращался назад, он бежал и танцевал.
Он поставил ее к ногам Будды и сказал:
— Я понимаю, именно это я делал со своим умом всю свою жизнь. Теперь я буду просто сидеть под деревом и позволю ручью ума течь, пусть все осядет само собой. Теперь я не буду прыгать в ручей и пытаться сделать так, чтобы все осело на дно, пытаться привести все в порядок.