Она же „Грейс“
Маргарет Этвуд
"Не понимаю, почему всем так хочется, чтобы их помнили. Какая им от этого польза? Есть вещи, о которых все должны забыть и больше никогда не вспоминать."
После книги Айн Рэнд «Источник» у меня началось книжное похмелье. Просто это одна из тех книг, после которой все остальное блекнет перед глазами. И было очень сложно опять попасть в обычное русло книг, из которых ты черпаешь долю чего-то нового. Из всех 14 книг, которые я прочитала после "Источника", «Она же «Грейс»» произвела хорошее впечатление. О ней хотелось бы написать мне вам сюда.
"По правде говоря, лишь очень немногие знают толк в прощении. В нём ведь нуждаются не преступники, а скорее сами жертвы, потому что из-за них-то и стряслась беда. Если бы они были не такими слабыми и беспечными, а более дальновидными, и если бы старались не нарываться на неприятности, то на свете стало бы меньше горя."
Если бы не Максим, (ибо он подсадил меня на такое) я бы не искала подобные жанры с расследованиями, детективами и прочем. Но «Она же Грейс» это не просто взгляд на известную убийцу 19-го века, которой не было и 16 лет. Служанка Грейс Маркс обвинялась в крайне жестоком убийстве своего хозяина и его беременной любовницы-экономки. Дело осложнялось тем, что она предложила три различные версии убийства, тогда как ее сообщник - лишь две. Но он отправился на виселицу, а ей всю жизнь предстояло провести в тюрьме и сумасшедшем доме - адвокат сумел доказать присяжным, что она слабоумна. Грейс Маркс вышла на свободу 29 лет спустя. Но была ли она поистине безумна? Лауреат Букеровской премии Маргарет Этвуд предлагает свою версию истории о самой известной канадской преступнице.
"Люди говорят: «сошла с ума» , «впала в безумие» , будто безумие – это сторона света, другой дом, в который как бы входишь, или совершенно чужая страна. Но, когда сходишь с ума, никуда не деваешься, а остаёшься на месте. Просто кто-то другой входит в тебя."
Если вы читали только романы 19 века по типажу Гордости и Предубеждения, Джейн Эйр, Север и Юг, Грозовой Перевал и прочее. И у вас в голове есть идеальная картинка 19 века, где были джентльмены, красивые балы, одежда, манеры, то в этой книге рассказывается о судьбе девушки, которая не знала никаких богатств и относилась к рабочему классу. И если сравнить то время «рабочих» людей с нашим, то ваше идеальное представление о 19-ом веке – разобьется вдребезги. Что я могу сказать? Грейс у меня не вызвала никаких отрицательных эмоций. Эта была простая, милая и умная девушка, которой досталась тяжелая доля в жизни. Она усердно работала, мечтала, надеялась. У неё не было выбора, не было нормальной семьи. Она была так же и наивной. Но девушка не сдавалась. Вот, что мне нравится в женских персонажа. Несмотря на все трудности и невзгоды, она не искала легких путей и жалости. Я очень боялась, что она пойдет по темной дорожке, которая таится вокруг неё. Но нет. Грейс осталась верной себе. Версия Маргарет Этвуд показывает нам, что бедняжке просто не повезло.
"Мне поставили в вину и то, что вначале я была спокойной и весёлой, с ясными, широко раскрытыми глазами , и посчитали это признаком бессердечия. Но если бы я плакала и кричала, то сказали бы, что и это доказывает мою вину , ведь раз уж люди решили, что ты виновна, все твои поступки будут доказывать это. "
Говоря уже о самом убийстве, то тут это вещь спорная, потому что под конец книги выясняется один факт, на котором и лежит весь взгляд автора на эту «трагедию». Могу сказать так: тщеславие, похоть, лицемерие, самолюбие – делают с людьми непонятные вещи. Джеймса Макдермот олицетворял все это. И для меня лично – виноват он во всей этой истории. Хотя другая сторона моей сущности еще сможет добавить: бабы тоже виноваты. Сначала делают не пойми что, а потом мстят. Эта цитата для меня стала любимой и она как бы олицитворяет всю эту ситуацию.
"Мэри сказала, что некоторые называют это Евиным проклятием, но сама она считает, что глупо так говорить, ведь настоящее Евино проклятие — терпеть бестолкового Адама, который, чуть что, все сваливает на Еву."
Здесь вообще хорошо ставится акцент на обществе, на людях, их поведение. В принципе, что еще нужно человеку, чтобы он был счастлив? Хорошо раскрыта моральная сторона и последствия этой морали или той же самой чести. Вопросы о порядочных людях, о сумасшествии. Раскрыты все персонажи. Особенно их характеры.
"Никогда не стоит открыто проклинать тех, кто сильнее тебя, — если только между вами нет высокого забора."
Я не знаю каковы были намерения Грейс и была ли она самой жертвой, но я знаю, что если посмотреть на её жизнь, то я бы вряд ли поверила, что она убила человека из-за ревности. Поэтому, такая версия автора, которая рассказывается в книге - мне понравилась очень. И я считаю, что такое могло на самом деле произойти.
"- Наверное, он хотел спихнуть всю вину на меня. Он не любил оставаться неправым. И, возможно, он хотел, чтобы я составила ему компанию. Дорожка к смерти ведь безлюдная и длиннее, чем кажется, даже если она ведёт от эшафота по верёвке прямо вниз. Это тёмный путь, которые никогда не освещает луна. Но я не виню беднягу Джеймса Макдермотта за подобное желание. Я бы никогда не стала винить живую душу за то, что ей одиноко."
Читать ли? Стиль книги хорош и понятен. Там все четко и ясно. Это плюс. Нет затянутости, хотя там 500 страниц, но некоторые бы моменты я убрала, но это уже мое мнение. Думаю, если вам просто захочется вечерком окунутся в эту психологическую атмосферу – то конечно же, читать.
"Странное чувство — носить в себе то ли жизнь, то ли смерть, не зная, что же именно ты носишь."