Любая попытка произвести « хорошего человека » – это утопия в духе сектантских брошюр, которые подменяют реальность обещаниями грядущего ми-ми-ми – вечнозелёной лужайки, где тигры и овцы водят хороводы.
Это не значит, что человек не может развиваться. Однако не стоит оценивать развитие этически, полагая, что мы «злые» и должны стать «добрыми».
«Нет солнца без тени, и важно знать ночь», – писал Альбер Камю. Жизнь невозможно свести к ванильной карамели, к добру и радости без смерти и тоски.
Недавно я наблюдал, как кот забавляется с птицей в саду. Он не был голоден. И это не была охота, но игра. Без «злости», «ненависти» и прочих человеческих слов. Но до смерти. Периодически птица переставала двигаться, и кот уходил, но стоило ей вздрогнуть – возникал из теней, и, танцуя, продолжал убивать.
Природа этого убийства обезоруживает всякую этику. Культура может создать лампочку, но она не может отменить ночь. Да и зачем?
Взять, к примеру, фигуру художника. Травоядное искусство – это оксюморон. Художник неизбежно хищник, ведь образ требует фокуса, а искусство – насилия.
Полезная жестокость
Свобода убивать, когда вздумается, есть, пока можется, и трахать всё, что неспособно сопротивляться, является не единственной антитезой традиционной культуре. В конце концов, культуру можно переосмыслить, увидев в ней не кастрацию природы, но её продолжение.
Не агрессивная ли природа вдохновляет нас производить 3D-стрелялки? По сути, каждая из них является технологией культурной реализации хищника.
Консерваторы выступают против шутеров, полагая, что, наигравшись в потрошителей, их дети начнут потрошить. И хотя многочисленные исследования единогласно доказывают обратное, разработчики уже дошли до того, что включают в свои проекты воспитание «правильных ценностей».
Функция шутера заключается в сублимации агрессии; в возможности реализовать напряжение безопасным для общества образом. Пытаясь запретить насилие, моралисты провоцируют его избыток и эскалацию.
Именно поэтому социально ответственная игра должна ставить игрока в самые асоциальные ситуации. Когда игра предоставляет выбор «сжечь всех или только вырубить» выбирать нужно «сжечь». А лучше – чтобы такого выбора вообще не было. Только тот шутер имеет смысл, где ты взрываешь головы младенцам.
Осмысленное убийство
Культура производит множество способов проявить агрессию, сохранив при этом общество. Мы занимаемся искусством, строим небоскребы и летаем на Марс. Всё это требует от нас определённой хищности.
Одним лишь пикселем, конечно, сыт не будешь. Даже самое истовое творчество не осушает нас до конца, и мы всё равно предаёмся насилию за пределами сублимации. Например, едим животных; прихлопываем комара, идём по лесу…
Если здесь и есть место для этики, то разве что той, которая призывает нас отдавать себе отчёт в происходящем.
Между коровой и говядиной есть принципиальная разница. Это разница между существом и объектом. Понимать её важно не для того, чтобы сжалиться, но чтобы заметить смерть, вернуть её из области вытесненного, пережить.
Одно дело обезличенное филе в супермаркете, и совершенно другое – живое существо перед глазами.
Вот почему я убеждён, что стейки должны быть с кровью, и, таким образом, напоминать нам: жизнь поглощает жизнь и – продолжается.
Город – это всегда геноцид. Мы совершенствуем его средства, но не отменяем само убийство. Каждый шаг по траве суть резня. Каждый вздох – это расправа. Мы не совершаем насилия. Мы и есть насилие.
P, S,:
Ты можешь отказаться от мыла, можешь продолжить им пользоваться или, например, начать бороться за то, чтобы товары для людей испытывали на людях. Какой бы выбор ты не сделал, он будет содержать насилие. А уж к себе, животным или другим людям – уже не важно.
24.10.12
текст: Анатолий Ульянов