"Источник".
Айн Рэнд.
"Чтобы сказать: "Я тебя люблю", надо научиться произносить собственное Я."
Основной вопрос к этому посту: вас что-нибудь смогло остановить, если бы действительно любили свое дело? Боролись ли вы до конца за свое любимое? Вас бы смогло остановить чужое мнение, критика, вечные подножки со стороны людей?
"Люди хотят стать бессмертными. Но они умирают с каждым прожитым днем. Они всегда уже не те, что при прошлой встрече. Каждый час они убивают какую-то часть себя. Они меняются, отрицают, противоречат - и называют это развитием. В конце концов, не остается ничего, ничего непересмотренного и непреданного; как будто человек никогда не был цельной личностью, лишь последовательностью сменяющих друг друга определений."
Эта книга стала для меня чуть ли не библией. Её написала русская женщина, эмигрирующая в Америку. На западе она очень хорошо известна, а вот в стране, где родилась и прожила часть каких-то лет – нет. И очень жаль. Но мы сейчас не об этом. Так что это за книга такая, которая так смогла понравиться мне? В ней описана простая жизнь талантливых людей, у которых был выбор: угождать другим, вызывать восхищение, хотеть быть великим или же отвергать принятые правила общества, быть независимым от людей, делать свое дело и не думать лишь о славе, успехе, выгоде.
"Чтобы сделать что-то для людей, нужно быть в состоянии это сделать. А для этого надо любить само дело, а не второстепенные последствия. Дело, а не людей."
Здесь шикарно описаны психологические портреты людей, мы хорошо видим их внутренний мир, их борьбу с самим собой, тайные мысли, которые, так или иначе – выражаются в наших поступках.
"Можно изображать добродетель для окружающих. Нельзя изобразить добродетель перед собой, если её нет. Собственное Я — самый строгий судья. Они бегут от него. В бегах они проводят свою жизнь. Легче отдать несколько тысяч на благотворительность и считать себя благородным, чем достигнуть самоуважения на основе собственных достижений. Просто найти подмену компетентности — такие простые замены: любовь, изящество, доброта, щедрость. Но замены компетентности нет. Вот человек, чья единственная цель — делать деньги. Нет, я не вижу ничего дурного в стремлении к деньгам. Но деньги — только средство. Если человек добивается их для личных целей — внести в своё производство, создавать, изучать, трудиться, наслаждаться роскошью — он нравственная личность. Но те, кто ставит деньги на первое место, заходят слишком далеко. Роскоши для себя им мало. Они хотят поразить других — показать, развлечь, удивить, произвести впечатление."
Знаете, я еще раз хорошенько задумалась: что лучше – быть в коллективе, ничего не делая, вызывать лишь у людей чувства восхищения или быть самим собой, независимым, делать так, как ты считаешь нужным и плевать, кто и что думает. Наверное, я бы выбрала второе. Но второе вариант, это сложно, потому что общество таких не принимает и не понимает. Так что же остается делать? Книга дает ответ на этот вопрос, но выводы лишь делаете вы.
"… каждый человек сам находит для себя смысл, форму и назначение. Почему так важно, что сделали остальные? Почему освящается простой факт подражательства? Почему прав кто угодно, только не ты сам? Почему истину заменяют мнением большинства? Почему истина стала фактом арифметики, точнее, только сложения? Почему все выворачивается и уродуется, лишь бы только соответствовать чему-то другому? Должна быть какая-то причина. Я не знаю и никогда не знал. Я бы хотел понять."
В основном, здесь описывается история эгоиста в лице Говарда Рорка. Нет, этот не тот тип эгоиста, который вы знаете и говорите это определение многим людям.
"В абсолютном смысле эгоист отнюдь не человек, жертвующий другими. Это человек, стоящий выше необходимости использовать других. Он обходится без них. Он не имеет к ним отношения ни в своих целях, ни в мотивах действий, ни в мышлении, ни в желаниях, ни в истоках своей энергии. Его нет для других людей, и он не просит, чтобы другие были для него. Это единственная возможная между людьми форма братства и взаимоуважения. Мышление – свойство индивидуума. Нет такой сущности, как коллективный мозг, нет такой сущности, как коллективная мысль. Согласие, достигнутое группой людей, - это лишь компромисс, усреднение множества частных мыслей. Оно вторично."
Для меня, персонаж Рорк был самым интересным. Если бы я встретилась с ним в реальной жизни, то не знаю, какой был бы исход. Все, что говорил и делал Рорк – мне понятно. И я сама, порой, хочу сделать так же. Но мне не хватает смелости. Но не хочу быть похожа на персонаж Питера, который имел талант, но растратил его на старание угодить другим и спрашивать совета у других, боясь, что он оступиться и его будут осуждать окружающие. Это сравнение хорошо открыло мне глаза на вещи и теперь мне стало намного легче воспринимать все, что происходит именно в моем обществе.
"- Если хочешь моего совета, Питер, - сказал он наконец, - то ты уже сделал ошибку. Спрашивая меня. Никогда никого не спрашивай. Тем более о своей работе. Разве ты сам не знаешь, чего хочешь? Как можно жить, не зная этого?"
Как жить, что делать, что выбирать – решаете лишь только вы сами. Одна из главных тем этой книги. Я еще раз поняла, что если у вас есть те или иные принципы – не прячьте их. Пользуйтесь ими и никогда не придавайте. Это может привести к плохим последствиям. А вообще, я всегда считала, что те, кто мог жить без других людей – самые сильные личности. И в конце – они всегда побеждают.
"Тебе надо научиться обращаться с людьми, находить к каждому особый подход.
- Не могу.
- Почему?
- Я с детства лишен нужного для этого чувства.
- Оно приобретается.
- У меня нет органа, которым его приобретают. Не знаю, то ли мне недостает чего-то, то ли во мне есть что-то лишнее. Кроме того, я не люблю людей, к которым нужен особый подход."
Эту книгу действительно стоит читать. Она большая, разделена на два тома, но черт возьми, я думаю, что вы не пожалеете. Она не только поучающая, но и сможет помочь вам посмотреть на разные стороны жизни и понять, что вам будет лучше, что вы сможете сделать сами. Да, в каких-то моментов вы захотите остановиться, потому что весь этот объем будет чересчур и поток мыслей будет сводить вас с ума… Но книга действительно потрясающая. И сама она как большой сборник цитат, который не выходит у меня из головы. Куплю себе печатное издание и буду перечитывать. И так посмотрю фильм 50-хх, будет интересно сравнивать. Но мне кажется, что, эту книгу нельзя переместить на экран. Она как «Над Пропастью во Ржи», но только в другом свете. В ней слишком много мыслей и действий, которые надо читать и понимать, а не смотреть.
"Я вышел заявить, что не признаю чьего-либо права ни на одну минуту моего времени. Ни на одну частицу моей жизни и энергии. Ни на одно из моих свершений. И не важно, кто заявит такое право, сколько их будет и как сильно они будут нуждаться во мне. Я вышел заявить, что я человек, существующий не для других. Заявить это необходимо, ибо мир гибнет в оргии самопожертвования. Я заявляю, что неприкосновенность созидательных усилий человека намного важнее всякой благотворительности. Те из вас, кому это непонятно, губят мир. Я не признаю никаких обязательств перед людьми, кроме одного — уважать их свободу и не иметь никакого отношения к обществу рабов."