Швейца́рия (официальное название — Швейца́рская Конфедера́ция) — государство в Западной Европе. Граничит на севере с Германией, на юге — с Италией, на западе — с Францией, на востоке — с Австрией и Лихтенштейном. Название происходит от наименования кантона (территории) Швиц, образованного от древненемецкого «жечь».
Официальными языками Швейцарии являются: немецкий, французский, итальянский и романшский (последний является официальным только для общения с лицами-носителями романшского языка).
Политическое устройство
Основная статья: Политическое устройство Швейцарии
Швейцария — федеративная республика. Действующая конституция принята в 1999 году. В ведении федеральных властей находятся вопросы войны и мира, внешних отношений, армии, железных дорог, связи, денежной эмиссии, утверждение федерального бюджета и т. д.
Швейцария была создана из объединения 3 кантонов. Глава страны — президент, избираемый каждый год по принципу ротации из числа членов Федерального совета.
Высший орган законодательной власти — двухпалатный парламент — Федеральное собрание, состоящее из Национального совета и Совета кантонов (Палаты равноправные).
Национальный совет (200 депутатов) избирается населением на 4 года по системе пропорционального представительства.
Федеративное устройство и конституция Швейцарии были закреплены в конституциях 1848, 1874 и 1999 годов.
Сейчас Швейцария — федерация из 26 кантонов (20 кантонов и 6 полукантонов). На территории Швейцарии находятся 2 анклава: Бюзинген принадлежит Германии и Кампионе — Италии. До 1848 года (кроме короткого периода Гельветической республики) Швейцария представляла собой конфедерацию. Каждый кантон имеет свою конституцию, законы, но их права ограничены федеральной конституцией. Законодательная власть принадлежит Парламенту, а исполнительная — Федеральному совету (правительству).
В Совете кантонов 46 депутатов, которые избираются населением по мажоритарной системе относительного большинства в 20 двухмандатных округах и 6 одномандатных, то есть по 2 чел. от каждого кантона и по одному от полукантона на 4 года (в некоторых кантонах — на 3 года).
Все законы, принятые парламентом, могут быть утверждены или отвергнуты на всенародном (факультативном) референдуме (прямая демократия). Для этого после принятия закона в 100-дневный срок необходимо собрать 50 тысяч подписей.
Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет.
Высшая исполнительная власть принадлежит правительству — Федеральному совету, состоящему из 7 членов, каждый из которых возглавляет один из департаментов (министерств). Члены Федерального совета избираются на совместном заседании обеих палат парламента. Все члены Федерального совета поочерёдно занимают посты президента и вице-президента.
Основы швейцарского государства были заложены в 1291 году. До конца XVIII века в стране не существовало центральных государственных органов, но периодически созывались общесоюзные соборы — тагзатцунг.
Состав парламента, избранного в 2003 году:
* Швейцарская народная партия (ШНП) — 8 мест в Совете кантонов и 55 в Национальном совете, в 2008 фракция включает членов Гражданской партии
* Социал-демократическая партия Швейцарии (СПШ) — 9 и 52 места
* Радикально-демократическая партия Швейцарии (либералы) — 14 и 36 мест,
* Христианско-демократическая народная партия — 15 и 28 мест.
в 2007 году от Швейцарской Народной Партии откололось её бернское крыло, образовав Бюргерско-гражданскую партию Швейцарии (BGP).
Состав Федерального совета — Бюргерско-гражданская партия 1, Швейцарская народная партия 1, Социал-демократическая партия 2, Радикально-демократическая партия 2, Христианско-демократическая партия 1
В октябре 2007 года прошли очередные парламентские выборы в стране. По их итогам правые националисты из Швейцарской народной партии одерживают самую крупную победу на парламентских выборах страны с 1919 года.
Состав парламента по результатам выборов 2007 года:
* Швейцарская народная партия — 7 мест в Совете кантонов и 62 в Национальном совете;
* Социал-демократическая партия Швейцарии — 6 и 43 места;
* Христианско-демократическая народная партия — 11 и 31 место;
* Радикально-демократическая партия Швейцарии — 9 и 31 место;
Интересно, что наибольшее число голосов Народная партия набрала в кантоне Швиц (44,9 %), а наименьшее — в Тичино (8,7 %).
При этом наибольшая активность граждан наблюдалась в кантоне Шаффхаузен (явка составила более 65 % населения), наименьшая — в Аппенцелль-Иннерроден (лишь 21 %).
Председатель Совета кантонов (2006) — Рольф Бютикер (либерал). Председатель Совета Кантонов (2009) — Ален Берсе. Председатель Национального совета (2006) — Клоп Яниак (СПШ).
Председатель Верховного суда (2007) — Артур Эшлиманн.
Все кантоны имеют свои конституции; законодательная и исполнительная власть принадлежит большим советам (парламентам) и кантональным советам (правительствам), избираемым гражданами на срок от 1 до 5 лет. В округах (возглавляются префектом, назначаемым кантональным советом) и общинах избираются органы самоуправления — общие собрания граждан — «ландсгемайнде» (в немецких кантонах) и общинные советы (во французских кантонах). Исполнительными органами в общинах являются муниципалитеты или малые советы, возглавляемые мэрами или синдиками.
Швейцария имеет давние традиции политического и военного нейтралитета, однако принимает деятельное участие в международном сотрудничестве и на её территории находятся многие международные организации.
Административное деление
Швейцария — федеративная республика, состоящая из 26 кантонов (20 кантонов и 6 полукантонов). Самый низший уровень территориально-административного деления — общины, которых насчитывается более двух тысяч. Ниже — список кантонов (стоит заметить, что немало городов Швейцарии имеют разные названия, употребляемые на разных языках страны).
Внешняя политика Швейцарии
Внешняя политика Швейцарии согласно конституции этой страны строится с учетом международно-правового статуса постоянного нейтралитета. Начало швейцарской политики нейтралитета трудно связать с какой-либо определённой датой. Швейцарский историк Эдгар Бонжур по этому поводу сказал: «Понятие швейцарского нейтралитета возникло одновременно с понятием швейцарской нации». Небезынтересно отметить, что ещё в XIV веке в договорах отдельных кантонов, составивших впоследствии Швейцарскую конфедерацию, с их соседями употребляется немецкий термин «stillsitzen» (буквально «сидеть смирно» ;), что примерно соответствует позднейшему понятию нейтралитета.
Постоянный нейтралитет Швейцарии возник в результате подписания четырёх международно-правовых актов: Акта Венского Конгресса от 8(20) марта 1815 года, Приложения к Акту Венского Конгресса № 90 от 8(20) марта 1815 г., Декларации держав о делах Гельветического Союза и Акта относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности её территории. В отличие от других стран, избравших подобный путь исключительно под воздействием внешних факторов (например, как результат поражения в войне), нейтралитет Швейцарии сформировался и по внутриполитическим причинам: нейтралитет, став объединяющей нацию идеей, способствовал эволюции её государственности от аморфной конфедерации к централизованному федеративному устройству.
За годы политики постоянного вооружённого нейтралитета альпийской республике удалось избежать участия в двух опустошительных мировых войнах и укрепить свой международный авторитет, в том числе путём осуществления многочисленных посреднических усилий. Принцип поддержания связей «между странами, а не между правительствами» позволял вести диалог со всеми, вне зависимости от политических или идеологических соображений.
Швейцария представляет третьи государства там, где у них прерваны дипломатические отношения (к примеру, интересы СССР в Ираке в 1955 году, Великобритании в Аргентине во время англо-аргентинского конфликта 1982 года; в настоящее время Швейцария представляет интересы США на Кубе и в Иране, интересы Кубы в США, интересы Российской Федерации в Грузии после разрыва дипломатических отношений между этими странами в 2008 г.). Швейцария оказывает «добрые услуги», предоставляя свою территорию для прямых переговоров между участниками конфликтов (нагорно-карабахская, абхазская и южноосетинские проблемы, кипрское урегулирование и т. д.).
Из всех существующих в современном мире видов нейтралитета швейцарский — наиболее длительный и последовательный. Сегодня Швейцарская Конфедерация не входит ни в один военный альянс, ни в ЕС. В последние годы, в связи с переменами в Европе и мире, в правительстве и общественном мнении набирает силу настрой в пользу усиления интеграции с ЕС и более гибкой трактовки принципа нейтралитета.
Вооружённые силы
Военный бюджет 2,7 миллиардов долларов (2001).
Регулярные ВС около 5000 человек (только кадровый состав).
Резерв около 240200 человек.
Военизированные формирования: силы гражданской обороны — 280 000 человек. По традиции швейцарцы имеют право хранить боевое оружие дома.
Комплектование: по призыву и на профессиональной основе.
Срок службы: 18-21 неделя (в возрасте 19-20 лет), затем 10 курсов переподготовки по 3 недели (20 — 42).
Моб. ресурсы 2,1 миллионов человек, в том числе годных к военной службе 1,7 миллионов.