Аристотель насчитывает пять видов демократии. Первый вид он считает наилучшим, отличительные признаки его следующие: закон, который следит, чтобы граждане были во всем равны, прежде всего, в управлении государством; никаких имущественных цензов; все решает большинство; на должности выбирают по способностям; все участвуют в государственном управлении. Аристотель считает, что этот вид демократии приемлем для богатых и для бедных, для знатных и для незнатных: «Государство, имеющее такого рода устройство, разумеется, будет иметь хорошее правление, так как должности всегда будут занимать наилучшие граждане, согласно воле народа, не питающего зависти к порядочным людям. Порядочные и знатные останутся довольны таким порядком, потому что они не будут находиться под управлением других, которые хуже их, а управлять они будут справедливо, так как контроль над их деятельностью будет принадлежать другим» (там же, с. 575). Второй вид демократии это тот, при котором занятие должностей обусловлено небольшим имущественным цензом. Третий вид демократии — тот, при котором любой гражданин по происхождению может занять должность, но выше всех закон. Четвертый же вид от третьего отличается только тем, что гражданином надо быть лишь по положению и уже имеешь право занимать должности, т. е. требования четвертого вида к гражданам несколько мягче, чем в третьем виде демократии, но и в том и в другом виде опять-таки выше всех закон. Принципиально отличается от предыдущих пятый вид демократии: при нем выше всех не закон, а постановления народного собрания, на которых тон задают демагоги, закон отсутствует или не действует, народ правит деспотическими методами и часто теряет чувство меры, считал Аристотель, поэтому пятый вид — наихудший. Демагог в переводе на русский означает вождь народа и в отличие от нашего времени, когда это слово является сугубо отрицательным, имело в Древней Греции положительный смысл.