В последней части «Ригведы» имеется и удивительный «Гимн
о сотворении мира», где содержатся отвлеченные представления
о сущем и не-сущем (сат и асат), ставится вопрос о начале мира.
«Кто воистину знает? Кто здесь провозгласит? Откуда родилось,
откуда это творение?» (X, 129, 6). «Откуда это творение появи-
лось: может, само создало себя, может нет» (7) 3.
На этот вопрос, подчеркивается в гимне, не могут ответить
даже боги, ведь и они появились посредством сотворения этого
мира. Если об этом кто и знает, что это тот, кто надзирает над
этим миром на высшем небе, но и он может не знать Однако
в гимне все же есть ответ на поставленный вопрос. Из этого от-
вета можно понять, что вначале ничего не было: «Не было не-
сущего и не было сущего тогда. Не было ни воздушного простран-
ства, ни неба над ним». Не было ни смерти, ни бессмертия, ни
дня, ни ночи, мрак был сокрыт мраком. Но был некий жар, поро-
дивший жизнедеятельное единое (одно), первым состоянием ко-
торого было желание, ставшее семенем мысли. Таким образом,
бытие возникло из небытия: «Происхождение сущего в не-сущем
открыли мудрецы размышлением, вопрошая в [своем] сердце».