Значит нам нужно какое-то автоматизированное средство для создания скриншотов, — голос генерального директора был, как всегда, спокоен и твёрд. По всему было видно, что за такое автоматизированное средство он был готов бороться до конца, — когда найдёшь — наделай картинок и встать в макет каталога. Времени тебе даю до 4 часов, потом лично проверю. — Оки, задачу понял. Уже делаю — ответил я. Работа системного администратора в небольшой фирме, занимающейся продажей котельного оборудования, включает в себя множество дисциплин. Вёрстка макетов — одна из них. Недавно директор увидел какую-то софтину, строящую в реальном времени графики по данным с датчиков на котлах, и захотел, чтобы эти графики были включены в каталог с нашим оборудованием. И не просто включены, а в динамике, чтобы показать эффективность работы разных котлов под разной нагрузкой. Сначала директор сам хотел наделать скриншотов, но обнаружил, что данные слишком быстро обновляются, поэтому делегировал эту ответственную задачу мне. Открыв любимый поисковик, я хотел было уже ввести «автоматизированное создание скриншотов», как вдруг моё внимание привлёк новый элемент управления на этой странице. Вообще, главная страница этой поисковой системы настолько минималистична, что каждое её изменение, даже на пару пикселей, сразу бросается в глаза. А сейчас там под строкой поиска появилось самое настоящее окно чата. Внизу вертелась анимированная иконка с изображением карандаша, символизирующая, должно быть, то, что собеседник пишет мне сообщение. Через пару секунд анимация исчезла, и в окне чата появилась надпись: «привет как дела». Сначала я подумал, что столкнулся с новой разновидностью рекламы. Практически машинально я открыл исходный код страницы, но не увидел там ничего нового, похожего на чат. Тогда я обновил страницу. Окно чата никуда не делось, только появилась надпись «привет как дела почиму НЕ отвечаешь». Озадаченный, я закрыл все лишние вкладки, запустил HttpFox и стал ждать. Через пару минут карандашик снова задёргался, и появился текст «ты здесь». Без знака вопроса. Новых запросов HttpFox не показал. Скорее всего, что я подцепил какой-то вирус. Вероятно, он работает как плагин к FireFox, и выводит ряд заранее подготовленных фраз. В конце-концов, я вряд ли что-то потеряю, если попробую… Я ввёл «ты знак вопроса потерял» и нажал ввод. Карандаш снова пришёл в движение, и появился текст «Да, я знаю. Я специально его не пишу, чтобы повысить вероятность выброса». Мне стало интересно. Я набрал «А ты кто?». Ответ пришёл сразу: «Я — дух интернетов. А ты кто?» Интересно. Похоже, у нас завязывается диалог. — «Привет, дух. Я — сисадмин» — написал я. — «Если сисадмин означает системное администрирование, то почему же ты делаешь скриншоты для каталога промышленных водонагревателей?» — спросил дух. Вообще-то, и я сам не знал, почему я это делаю. Мне сказали делать — и я делаю. Я так ещё со школы привык. Когда мне говорят что-то делать, я делаю. Когда ничего не говорят, я читаю контакт или твиттер. Какое-то другое занятие я сам себе придумать не могу. Честно говоря, мне не совсем приятно, когда обсуждается эта особенность моего характера, и поэтому я решил сменить тему: — «Слушай, ты про какой-то выброс говорил. Что ты имел ввиду?» — «Это не так просто объяснить», — ответил дух, — «У тебя есть свободные полчаса?» Я прикинул, что софт для создания скриншотов я найду максимум за пол-часа. Наделать скриншоты —ещё 30 минут. Переверстать макет — около часа. Сейчас 11 утра, поэтому до четырёх я вполне успею это сделать. К тому же, велика вероятность, что директор забудет о своём распоряжении, или что-то передумает, и придётся всё делать по-другому. — «Да, есть», — ответил я. — «Хорошо», — написал дух, — «Вот ты знаешь, из чего состоят интернеты?» — «Конечно», — быстро набрал я, — «интернет состоит из серверов и каналов связи.» Карандаш долгое время дёргался, видимо, дух что-то писал. Наконец на экране появилось: — «Твой ответ выдаёт в тебе технического специалиста, но он абсолютно неверен. Ты совершенно не понимаешь, в чём суть интернетов. Считать, что интернеты состоят из электронных компонентов — это всё равно, что считать человека состоящим из химических элементов. Возможно, ты знаешь, был такой философ, он всё время говорил „человек, познай себя самого“. Хотя нет, конечно, ты же ничего не читаешь, кроме технической литературы. Итак, человек познал себя самого, и обнаружил, что при весе в 70 кг он состоит из 45,5 кг кислорода, 12,5 кг углерода, 7 кг водорода, 2,1 кг азота, 1 кг кальция, 700 г фосфата, 2 г цинка, 0,15 г меди, незначительного количества никеля, кобальта, свинца, молибдена и так далее. Ничего интересного. Но понимаешь, если это всё смешать, человека не получится!» — «Я, кажется, понимаю, к чему ты», — ответил я, — «Может быть, интернет состоит из сайтов и сервисов, информации одним словом?» — «Нет, это всё равно, что сказать, что ты состоишь из души. Ну где ты у себя душу видел? Не говори глупостей. Не заплатил вовремя за хостинг — пропал твой сайт, как будто и не было.» — «Ну если не электроника, и не информация — тогда что есть интернет?» — искренне удивился я. Карандаш дёргался около минут пять, не меньше. Казалось, дух что-то писал, стирал, и писал снова. Наконец, на экране появился длинный текст: — «Давай сначала уясним, что же находится внутри интернетов. Интернеты полны пользователями, или, как их ещё называют, юзерами. Юзер — это сокращение от итальянского выражения uno ser, что означает „единое бытие“. Все юзеры живут абсолютно идентичной жизнью и имеют одинаковое строение. Каждый юзер имеет круглую, практически шарообразную форму, и плавает в питательном информационном растворе. Ты, скорее всего, возразишь мне, но тут, изнутри интернетов, всё выглядит именно так. Каких-либо собственных механизмов передвижения у юзера нет, как нет и способности закрепиться на одном месте, поэтому потоки информационного раствора бросают его из стороны в сторону, как ветер — пустой пакет из супермаркета. Снаружи каждый юзер покрыт мембраной, посредством которой, с некоторой периодичностью, происходят процессы всасывания и выделения. Да, каждый пользователь интернетов всасывает, и это очень важно. Вброс — это разновидность информации, которую юзер поглощает с особым рвением. Термин „вброс“, или, как ещё говорят, „наброс“, происходит от слова „browse“, что означает „корм для скота“. Собственно, отсюда же происходит название инструмента для употребления вбросов — »браузер", то есть «вбрасыватель». Термин абсолютно оправдывает себя, так как юзеры питаются вбросами, поглощая их через свою защитную мембрану. Практически вся информация, которая существует в интернетах — это вбросы. Чистой, невбросовой информации практически не осталась. Есть даже специальная профессия, представители которой занимаются очисткой интернетов от невбросов, и созданием новых вбросов. Называется эта профессия SEO или SMO Выброс — это то, что выделяет юзер. В отличие от вброса, выброс есть абстрактное понятие. Под выбросом может пониматься как эмоциональная реакция, так и конкретные действия, вплоть до денежного перевода или расклейки плакатов. Разумеется, ни один реально существующий юзер, находясь в спокойном состоянии, ничего по своей воле не выделит, поэтому нужно вывести его из состояния равновесия, и тогда запустятся естественные механизмы выброса. Идеальный юзер вообще никогда не приходит в равновесие, постоянно потребляя вбросы и создавая выбросы. Качество вброса определяется двумя характеристиками: степень усвоения и доля выброса. Хорошим считается тот вброс, который усвоился полностью и вызвал выброс не меньше себя. Я уверен, если ты напряжёшься, ты вспомнишь, что всё это ты уже проходил в школе, на уроке биологии. Но даже если и нет — о подобной системе было написано во многих книгах. Но, в отличие от мира микроорганизмов, пробить мембрану юзера снаружи практически невозможно. Нужно сделать так, чтобы юзер сам захотел всосать информацию. Итак, интернеты есть механизм, предоставляющий, посредством вбросов, доступ к содержимому юзера в виде выбросов. Теперь тебе лучше понятно?" Я несколько раз перечитал написанное духом. Потом налил себе чая и прочитал ещё раз. И только после этого ответил: — «Так значит ты не интерактивная реклама? И не вирус?» — «Я только что открыл тебе суть интернетов, и всё, что ты спрашиваешь — это о том, чем я не являюсь?» — появился ответ, — «Если тебе будет легче, то я не существую, несмотря на то, что я мыслю. И вообще, почему ты отвечаешь вопросом на вопрос?» Я не знал, почему я отвечаю вопросом на вопрос, и поэтому отхлебнул ещё чая, тем более что дух уже что-то снова начал писать. — «Существует огромное количество типов вбросов. Давай я расскажу тебе об основных. Первый тип — это опечатки. Было бы слишком наивно считать то количество опечаток, которое мы видим в интернете, следствием низкой грамотности юзеров. Опечатки, пропуски букв и знаков препинания, чередование прописных и строчных букв, просто бессвязные фразы — это всё осознанные вбросы. Вброс с опечатками становится более заметен на фоне другой информации, а будучи поглощённым, очень часто вызывает у юзера выброс, особенно если он имеет образование более девяти классов. Как тебя зацепило моё „привет как дела почиму НЕ отвечаешь“, помнишь? — »Да, что правда, то правда", — согласился я. — «Второй тип», — продолжил дух после некоторой паузы, — «это несчастные. Ни что так легко не преодолевает защитную мембрану юзера, как фотографии маленьких детей под капельницами или жертв стихийных бедствий. Сюда же можно отнести бабушек, собирающих бутылки, и миллионеров на скамье подсудимых. Вот даже сейчас ты, с одной стороны, проникся жалостью к некому абстрактному несчастному, а с другой — ненавистью ко мне. Это при том, что этот несчастный существует только в твоём воображении, а я вообще дух, и меня не существует. И тут мы вплотную добрались до третьего типа вброса — это ненависть. Так уж устроен юзер, что он постоянно что-то ненавидит. От мелких бытовых неурядиц до проблем глобального, вселенского масштаба. Юзеры не любят зиму, потому что холодно и снег никто не чистит. Не любят лето, потому что жарко и комары.
Некоторые не любят евреев и американцев, не переставая при этом читать еврейские мифы и смотреть американские фильмы. Многие не любят своё начальство. И уж конечно все не любят существующую власть и геев. Власть не любят всегда, не смотря на то, какая это власть и что она делает. А геев не любят в силу доминирующей в обществе тюремной парадигмы мышления. Все же уважают зеков, а зеки не любят геев. Какой напрашивается вывод?» Тут мне показалось, что дух следка перегибает палку. — «Неужели все так мрачно?» — спросил я. — «Отнюдь. Некоторые вбросы основываются на светлых чувствах и романтических порывах», —появился ответ, — «Четвёртый тип вброса — это противопоставление третьему. Кроме того, чтобы ненавидеть, человек что хочет делать? Правильно, любить. Ещё до создания интернета начал формироваться эталон любви. Сейчас он окончательно сформирован, и легко поддаётся количественной оценке — в сантиметрах, килограммах и минутах, или даже в абсолютных величинах. Если во вброс поместить эталон любви, то пользователь будет думать, что употребив вброс, он получит доступ к этому самому эталону. Разумеется, как и всё в интернетах, эталон любви не существует, и разочарование юзера превращается в качественный, продолжительный выброс. Пятый, и, пожалуй, последний тип — это мозоль. У каждого есть что-то такое, чем он недоволен, нужно только поискать. Если этой темы касаться осторожно, юзер получает удовольствие и производит много равномерных небольших выбросов. Если надавить как следует, то реакция будет весьма бурной, с серией мощных, но затухающих выбросов. Можно даже подготовить обойму вбросов на самые популярные темы, например, „пикап“, „работа на дядю“ или „замыкания в Java“. Какой-нибудь из них точно попадёт в цель. Вот тебе, например, сколько лет?» — «25», — ответил я, предчувствуя недоброе. — «А тебя не смущает тот факт, что генеральный директор фирмы, на которую ты работаешь, старше тебя всего на два года? У него незаконченное высшее, и его доход в несколько раз больше твоего? Ему не надо ни у кого отпрашиваться, уходя на 30 минут раньше с работы. А у тебя диплом с отличием, огромный багаж технических знаний, и ты сидишь целыми днями на одном месте. Что будет с тобой через пять лет? Через десять?» Это стало последней каплей. Я почувствовал, как мои ладони вспотели. Дрожащими пальцами я набрал на клавиатуре: — «Ну а кому же это надо? Кто виноват в создании вбросов?» — и нажал клавишу ввода. Несколько секунд в окне чата плясал карандаш. А потом появился ответ, поразивший меня своей лаконичностью: — «Ответ на ваш вопрос готов. Для просмотра ответа пожалуйста отправьте СМС с текстом AIG на короткий номер номер 1846.»