21 мая 2012 года в21.05.2012 16:32 0 0 10 7

Здесь, в этих залах, у меня родилось безгранично чистое ощущение жизни, которое индийцы называют « самадхи », когда возникает иллюзия, будто жизнь вечна и мы вечно пребудем в ней, если только нам удастся сбросить змеиную кожу собственного «я» и постигнуть, что смерть — всего лишь «аватара», превращение. Подобная иллюзия возникла у меня перед картиной Эль Греко, изображающей Толедо — мрачный и возвышенный пейзаж; она висела рядом с большим полотном — портретом Великого Инквизитора, этого благообразного прообраза гестаповца и всех палачей мира. Я не знал, существует ли между ними взаимосвязь, и вдруг в мгновенном озарении понял: ничто не связано друг с другом и все взаимосвязано, и эта всеобщая взаимосвязь — своего рода извечный человеческий посох в земном странствии, один конец которого ложь, другой — непостижимая истина. Но чем является непостижимая истина? Непостижимой ложью?

Пейзаж Толедо произвел на меня сегодня особенно мрачное и безрадостное впечатление. Вероятно, это объяснялось игрою света, а может, моим собственным мрачным настроением. Прежде я ничего не искал в этом пейзаже, сегодня же надеялся найти в нем утешение, но это был самообман: произведения искусства — не сестры милосердия. Кто ищет утешения, должен молиться. Но и это тоже всего лишь самообман. Пейзаж безмолвствовал. Он не говорил ни о вечной, ни о преходящей жизни — он был просто прекрасен и полон внутреннего спокойствия, однако сейчас, когда я искал в нем жизнь, чтобы отогнать мысли о смерти, мне вдруг почудилось в нем нечто загробное, будто я находился по ту сторону Ахерона. Зато огромный портрет Великого Инквизитора светился, как никогда, холодным красным светом, и глаза его следили за тобой, куда бы ты ни шел, словно он вдруг, спустя столько веков, пробудился ото сна. Полотно было огромное, оно господствовало надо всем в этом зале. И оно не было мертвым. Оно никогда не умрет. Пытки не прекращаются, страх не проходит. Спастись никому не дано. Мне стало вдруг ясно, что убило Моллера. Впечатление от происшедшего не прошло, оно осталось. Тем не менее во мне таилась надежда , и она обретала все большую силу, заставляя верить в возможность спасения.

- Эрих Мария Ремарк, "Тени в раю".
Картины Эль Греко: слева - "Вид Толедо", справа - "Портрет кардинала".

Я перечитала отрывок про посох, ложь и истину раз двадцать, и все никак не могу понять его смысл. Что имел ввиду Ремарк? То, что человеческая жизнь - попытка добраться от лжи до истины, которой может и не оказаться? И почему именно посох? Опора? Мы опираемся на ложь или на истину? Или и на то, и на другое? Ничто не связано друг с другом и все взаимосвязано. Потому что мы пытаемся связать несвязуемые понятия? Над этими строчками можно ломать голову до бесконечности.

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить комментарий

Новые заметки пользователя

LANAUNKNOWN — не вижу смысла.

247

Кто-то одержит победу, я - точно нет. В каждом прохожем мерещится твой силуэт. Кто-то умеет прощать, Я - никогда. Но ненависть ...

240

Адель не может уйти, когда она мне так нужна. Нет, нет, и ещё раз нет.

238

I don't know what I'm supposed to do Haunted by the ghost of you Oh, take me back to the night we met (c) Lord Huron - The Night W...

225

День 4.

Думаю вернуться к воплощению давней мечты - написанию книги. Есть задумка, но пока не знаю, стоит ли браться: у меня не хватает терпения ...

230

*** Это январь. Зима Согласно календарю. Когда опротивеет тьма. тогда я заговорю. *** Кровь моя холодна. Холод ее лютей реки, ...

232

| x | I look inside myself and see my heart is black I see my red door and it has been painted black Maybe then I'll fade away and ...