В фильмах о молодых и талантливых, только-только начинающих деятелях искусства (как выразилась-то, а!), неважно, музыкантах ли, или актерах, или писателях, вот право, не суть, всегда есть такой персонаж, типа наставника. Нет, не всегда он играет непосредственно учителя или старшего, более опытного товарища. Он просто есть. И есть его знания, умения, навыки (ну прямо набор из учебника по психологии). В общем, есть такой герой, который, кажется, знает абсолютно все на свете, и ему на всех плевать, и по жизни он такой весь из себя крутой одиночка, невероятно добрый и с самой первой минуты помогающий нашему начинающему таланту. Почему? Потому что он сразу видит кто хороший, а кто плохой. И знает, как помочь. Наверное, это тоже своего рода талант – помогать другим. Не в смысле покормить или до дома подбросить, а подсказать, в каком направлении двигаться, помочь определиться, разобраться в этой жизни. При этом опытный наставник может вообще ни черта в этой самой жизни не смыслить: у него может не быть семьи-девушки-парня, настоящего дома, хорошей работы и мешка денег, и, скорее всего, он сам в себе окончательно запутался. Но каким-то чудом он помогает другому в том, в чем сам ничего не смыслит, а только делает вид. Или даже не делает. Но у него получается «ткнуть пальцем в небо», и попасть прямо в точку. И, конечно, этот герой не должен быть искусным оратором – но непременно жутко обаятельным. Запоминающимся. И вот он сидит где-нибудь в крошечной съемной квартире, медленно курит какие-нибудь сигареты (или травку, кому как); по всей комнате развешаны плакаты рок-групп, картины импрессионистов, на стенах черным маркером написаны цитаты из известных (и не очень) произведений; откуда-то доносится музыка, обязательно ревущее-печальная – например, Alice Cooper «I'm Eighteen» или Led Zeppelin «Babe I’m gonna leave you», ну вы поняли; короче, сидит он там в своей квартирке, слушает, курит; может быть, пытается бренчать на гитаре или читает пожелтевшую книгу, или не пожелтевшую, а перед ним по-турецки сидит его «ученик», вникает; думает, что познает что-то офигенно высокое и интеллектуальное, такое, знаете ли, нонконформистское, неформальное и андеграундное, что приобщается к true-культуре и все такое в этом духе. А на самом деле он видит жизнь. Настоящую. Не ту, которую ему рисуют его будущие коллеги/соперники/продюсеры, а реальную. Что есть чувак, у которого ничего нет. Какие-то отрывочные знания, кое-какие умения и навыки, чтобы с голоду не помереть, да и все. И мелкому кажется, что вот это – это по-настоящему круто. А «учитель» сидит рядом с ним, борется с тошнотой и кашлем, и совсем не завидует. Почему? А он не видит в своем ученике конкурента, зато видит хорошего человечка. Такая вот умилительная парочка. В конце фильма главный герой, конечно же, станет известным и богатым, может, даже отстегнет парочку сотен баксов старшему товарищу, но тому от этого никакой пользы. Серьезно. Да и в фильмах все это показывается так по-детски, потому что фильмы такого рода снимают как раз для детей, у которых все впереди, которым неведомо это гнетущее чувство взрослости, когда ты вроде как и не ребенок, но еще и не полноценный член общества. Вроде не старый, ну, подумаешь, 20-30 лет, а посмотришь назад – и ничего. Совсем не то.
Это я к чему все это. Порой я себя чувствую именно таким «старшим товарищем», хотя, конечно, не такая уж и старая. Да и учеников у меня вроде как не наблюдается, хотя ответственность за «братьев/сестер своих меньших» я остро чувствую. Но время потеряно навсегда, и уже не вернуть, и если для них «все только начинается», то для меня уже давно закончилось.
Дураки те, кто говорит, что «никогда не поздно …». Поздно, увы.
Peace вам всем, да.