Драма
В сумасшедший дом привозят нового пациента Патрика МакМёрфи (Джек Николсон), симулирующего душевнобольного дабы откосить от тюрьмы. МакМёрфи бунтарь и не желает мириться с идиотизмом внутри больницы, поэтому вступает в настоящую войну с медсестрой Рэтчед (Луиза Флетчер).
Этот фильм чехословацкого постановщика Милоша Формана стал одним из уникальнейших явлений в истории мирового кино. Картину оценили критики-современники, она имела коммерческий успех, её до сих пор можно увидеть в различных списках лучших фильмов всех времён и народов, более того, картина любима зрителями, до сих пор она входит в 10ку самых высоко оцениваемых фильмов пользователями сайта IMDB.
Приступая к постановке картины, Милош Форман пошёл на рискованный шаг, взяв за основу очень известный материал — книгу Кена Кизи. Хотя, в 70е годы и до этого фильмы были удачные экранизации известных материалов, чего стоят хотя бы экранизации «Крёстного отца» Фрэнсисом Фордом Копполой и «Заводного апельсина» Стэнли Кубриком. В любом случае, снимать кино по уже известного произведению — это большой риск, потому как реакция будет, в основном, старое доброе «книга лучше».
Само содержание фильма можно трактовать по-всякому. Это может быть и модель общества в целом, где власть промывает мозги гражданам и всеми возможными способами подавляет волю к свободе. Можно трактовать как просто притчу о поведении людей в конкретной ситуации, либо же поведение людей в любой ситуации, но показанное гиперболой психиатрической больницы.
В любом случае, авторы показывают нам только двух персонажей, которые не сошли с ума, один из них бунтует, а другой просто не вмешивается, отгородившись от системы и остальных пациентов стеной молчания и мнимой глухоты. Образ Рэтчед — это один из самых отвратительных образов в кино. Даже не преступники, которым кстати, является вызывающий симпатию главный герои, а вот такие сволочи и ханжи как она делают из нашего общество то, что мы имеем. Добавил бы в обойму мерзости яркий второстепенный образ Вашингтона, абсолютного ничтожества по жизни, наделённого небольшой карательной властью и возможностью «законно» применять насилие.
Фильм получил 5 премий Оскар: фильм, сценарий, режиссёрская работа, мужская и женская роли. Также был отмечен премиями за фильм, режиссёрскую работы, мужскую и женскую роли ещё двумя важными премиями: Золотой глобус и БАФТА. Изначально книга Кена Кизи была поставлена на Бродвее, а главную роль исполнял Кёрк Дуглас, с тех пор мечтавший экранизировать это произведение, не случайно можно увидеть в составе продюсеров картины его на тот момент молодого сына Майкла.
Это замечательный фильм, который я рекомендовала бы вам посмотреть, если вы, конечно, его ещё не видели.